Выпуск № 62 (137) 2021

Шахина Е.В. Проект «Юный Эколог»

Актуальность проекта: История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.
А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. По нашему мнению, экологическое воспитание - самое важное в наше время. Конечно же, формирование экологической личности без освоения ребенком материала естественнонаучных дисциплин невозможно.
Мы считаем, формировать экологическую культуру, однако, этому аспекту воспитания уделяется недостаточно внимания. В результате наблюдений, экскурсий, прогулок, а так же наблюдения показывают, что экологическое самосознание детей в дошкольном возрасте сформировано недостаточно, в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа".
Проводятся познавательные занятия. Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом и др.) а затем реализуются в самостоятельной деятельности и в повседневной жизни за пределами школы. Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая включает в себя подвижные, дидактические, игры-путешествия.
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие учащихся с родителями. Дети совместно с родителями, используя информационные технологии, подбирают нужную информацию, проводят опыты, занимаются совместной деятельностью, после чего все результаты оформляются в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Для достижения поставленных задач, в ходе проекта, используются информационно- компьютерные технологии, деятельностный подход, сотрудничество между детьми, педагогами, родителями через практическую совместную деятельность, формирование жизненных компетенций: коммуникативная, трудовая, социальная.
Миссия:
Проект начинается с постановки проблемы. Большое внимание уделяется поисковому и проблемному методам.
Цель проекта:
Создание условий, которые дают возможность детям осуществить процесс познания мира посредством деятельностного подхода.
Вид проекта: практико-ориентированный-творческий.
Участники проекта:
дети дошкольных групп,
родители воспитанников,
воспитатели, специалисты: музыкальный руководитель; учитель-логопед, педагог-психолог, методист
Охватываемые образовательные области:

 Познавательное развитие

 

- формирование элементарных математических представлений (считаем персонажи рассказов)

- предметное окружение, расширение кругозора, экологическое воспитание, познавательно-исследовательская деятельность

Речевое развитие

 

- развитие речи

 

- ознакомление с художественной литературой

- обучение грамоте

 

Социально-коммуникативное развитие

(игровая деятельность, театрализованная)

 

Художественно-эстетическое развитие

 

- музыкальное

 

- рисование

 

- лепка

 

- аппликация

 

Физическое развитие (тематические занятия)

 

Задачи проекта:
Изучить литературу;
разработать систему мероприятий по экологическому воспитанию;
осуществить серию мероприятий экологического цикла «Юные экологи» и оценить ее эффективность;
формировать знания обучающихся о необходимости защиты окружающей среды через чтение познавательной литературы, просмотр фильмов, наблюдения, беседы, экскурсии;
развивать информационно-практические умения детей при подготовке рефератов, оформлении стенгазет, подборе пословиц, поговорок, стихов на экологическую тематику совместно с родителями;
·          Предполагаемый результат:
·           У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
·           Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
·           Сформированы основы экологической культуры детей;
·           Развиваются взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, родителями, педагогами;
·           Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Перспективы распространения результатов проекта.
·          Уровень детского сада:
1.       Внедрение в практику новых технологий
2.       Обмен полученным опытом внутри сада (консультации, мастер-классы, выставки)
3.       Подведение итогов реализации проекта на педсовете.
·          Уровень образовательного комплекса:
1.       Обмен полученным опытом внутри комплекса (консультации, мастер-классы, выставки)
2.       Преемственность между образовательными ступенями.
План реализации проекта

Этапы


Задачи

Сроки

Ответственные

Подготовительный

1.Выявление потребности педагогов в обращении к данной проблеме.

2.Обоснование значимости и актуальности проблемы

3. Формирование положительных мотивов и желания заниматься проблемой.

4.Определение целей и задач деятельности.

1.                 Познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом.

2.                 Изучить социальный заказ родителей, познакомить с проблемой.

3.                 Подобрать методическое обеспечение проекта

Разработать перспективные планы на неделю.

Сентябрь

Методист,

воспитатели специалисты.

Беседа на тему: Что такое экология.


Основной

1. Разработка актуальности, целей и задач проекта.

2. Разработка примерного перечня мероприятий с обучающимися и родителями.

3.Подбор и систематизация материала по экологии

4.Реализация проекта.

5.Оформление паспорта проекта.

1.                 Пополнить фонд детской литературы в Доу

2.                 Разработать и провести родительское собрание по теме «Юный Эколог.»

Активизировать всех участников образовательного процесса

Октябрь-апрель

Методист,

воспитатели специалисты.

Завершающий

1.                  Подведение итогов реализации проекта

2. Выпустить сборник семейного опыта

4.                 Изготовить и выпустить иллюстрированный сборник

5.                 Размещение материалов проекта в сети интернет


1.                 Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту

Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к природе.

Апрель

Методист,

воспитатели специалисты.

Проект «Юный Эколог»

Месяц

Тема занятия

Источник

Используемые материалы

Подготовительная работа

Сентябрь


Осень золотая.

(конспект прилагается)

-Дидактические игры:

"Найди такой листок, как на дереве"-Игра "Какая сегодня погода" Развлечение "Осень разноцветная"

Родительское собрание.

Тема: Ознакомления с проектом «Юный Эколог»

Папка передвижка.

«Приметы осени»

Сеть интернета, использование накопленных материалов.

nsportal.ru

Магнитная доска, наглядное пособия (иллюстроции,репродукции),книги по художественной литературе, карточки- картинки, листья готовые формы.

Беседа о временах года (Осень золотая). С использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

Продолжать расширять и активировать словарный запас детей. Развивать умение по символам. Значкам календаря природы, дневника наблюдений, фенологического календаря описывать события природы. Наблюдения за состоянием погоды на участке

-Наблюдения за трудом взрослых

-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"

-Рассматривание картины "Времена года"

"Кто скорее соберёт"

"Так бывает или нет"

"Детки на ветке"

Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев

Октябрь

«Знакомство со свойствами

воды»

(конспект прилагается)

Эксперименты (с водой)

Дидактическая игра "Вода"

Консультация для педагогов.

Тема: Кому нужна водичка?

Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006.

игрушка поросенок-хрюша, таз с водой, стаканчики с водой по количеству детей, блюдца по количеству детей, стаканчик с молоком, стеклянная прозрачная посуда разной формы, сахар, соль, ложечка земли, апельсины и салфетки.

Беседа о свойствах воды. Кому нужна водичка? Зачем? (пить, мыться, стирать, поливать).

- Цветам нужна вода? (а то не будет расти).

- Животным нужна вода? (они ее пьют и моются в воде).

Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"

-Игра "Как сосулька превратилась вводу"

-Изготовление цветных льдинок

-Взаимодействие воды и снега

-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)


Ноябрь

В гостях у лесничего.

(конспект прилагается)

Послушайте стихотворение Александра Смирнова «Лесничий»

Консультация для педагогов.

Тема: Профессия Лесничий.

Сеть интернета, использование накопленных материалов.

nsportal.ru

 

Предметные картинки с изображением растительного и животного мира родного края, плакаты с изображением флага и герба родного края, иллюстрации родного края (поля, леса, реки и др.)

Беседа о профессиях; познакомить с профессией лесничего. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

Сегодня мы с вами побеседуем об экологических проблемах края, рассмотрим изображения растительного и животного мира в нашем крае, а также рассмотрим флаг и герб родного края.


Декабрь

«Удивительные свойства воды»

(конспект прилагается)

Опыты с водой. Подвижная игра. «Ходят капельки по кругу». эксперимент «Цветное молоко»


Сеть интернета, использование накопленных материалов.

nsportal.ru

 

Материал для занятия: кроссворд, прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, картинки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, схемы.


 Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

Проведение экспериментов с водой.

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».


Январь

«Птицы»

(конспект прилагается)

Загадки, лепка из глины. Подвижная игра (Гуси Лебеди)

Праздник птиц.

Тема: Любовь к птицам.

Папка передвижка. (Зимующие птицы)

Сеть интернета, использование накопленных материалов.

nsportal.ru

 

Предметные картинки с изображением растительного и животного мира.

Беседа о перелётных птицах; Обогащать словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие;

Углублять представления о причинах отлёта птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелётных, на основе установления связи между характером корма и возможностей его добывания;

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Февраль

 «Зимний парк»

(конспект прилагается)

Заучивание стихотворения

«Викторина» прилагается.

Консультация для педагогов.

Тема: Как мы кормим птиц зимой.

Сеть интернета, использование накопленных материалов.

nsportal.ru

 

Ребята, какое время года? А какая погода? Как зимой светит солнце?

Давайте с вами отправимся в зимний парк.

 

Обогащать знания детей о растительном мире зимой;

Учить различать деревья по определённым признакам;

Развивать доказательную речь;

Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.


Март

 «Домашние животные» (конспект прилагается)

Подвижная игра «Птицы, звери, рыбы».

Папка передвижка. (Домашние животные)

Анкеты для родителей

Тема: Воспитывать любовь к домашним животным.


Использование материала из сети. Использование методической литературы

Показывает детям картинки с изображением козы, овцы, коровы, лошади, медведя. Спрашивает, кто в этой группе животных лишний и почему (лишний – медведь, так как остальные животные домашние).

Беседа на тему: «домашние животные; Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится;

Развивать доказательную речь;

Воспитывать любовь к домашним животным.


Апрель

 «Уход за комнатными растениями» (конспект прилагается)

Дидактическая игра «Отгадай, что за растение»

Праздник цветов.

Тема: Весенние цветы.


Сеть интернета, использование накопленных материалов.

nsportal.ru


Обогащать словарь путём введения слов: опрыскивать, пульверизатор;

Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относится к оказанию помощи живому существу.

Учить удалять пыль с растений, при помощи влажной кисточки опрыскивая их из пульверизатора;

Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними;


Май

 «Воздух» (конспект прилагается)

Опыты (Воздух) Родительское собрание.

Тема: Что дети узнали про экологию.


Использование материала из сети. Использование методической литературы

Знакомство детей с понятием «воздух».

Расширять знания детей о воздухе, его свойствах, ролью в жизни человека;

Показать, что воздух нельзя увидеть.

Итоговое мероприятие открытое занятие.

Работа с родителями
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного.
Главная задача родителей
·           поддерживать интерес детей к природе;
·           поощрять их экологически грамотные поступки;
·           проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
·           и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени на участке», оказывают помощь в коллекций из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.
Взаимодействие с семьей:
·           анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
·           домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
·           привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
·           консультации на тему: «Консультация: "Формирования основ элементарных экологических представлений у детей", «Как научить ребенка беречь природу»;
·           индивидуальные консультации по осуществлению акций;
·           оформление наглядной информации в родительском уголке.
Список литературы
1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.
2. Л. Г Горькова. А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
3. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
4.А.И. Иванова «Живая экология» Москва 2005.
5. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
7. С.Н. Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва, 2010.
10. Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки», Москва, 2005.
11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва, 2005.
12. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва, 2011.
13. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва, 2011.
14. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва, 2011.