2023 2022
1 (219) 2023

Балдина Г.А. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ - ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

Вид проекта: информационно- познавательный, социально-значимый, долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники средней группы, родители.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» «Физическое развитие».

Актуальность проекта:

Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребёнка можно пробудить интерес к профессиям, т.к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать. Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определённой последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности, в связи с эти мною было принято решение реализовать познавательный долгосрочный проект для детей среднего возраста "Все профессии важны - все профессии нужны!», так как в процессе проектной деятельности создаются условия для систематичной деятельности по теме в разных видах деятельности детей.

Цель: способствовать возникновению ранней профориентации у детей среднего дошкольного возраста; формирование знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации посредством различных видов деятельности.

Задачи:

Для детей:

- познакомить детей с различными профессиями, развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей; развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда; воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия в игровой деятельности представителей разных профессий.

- развитие творческого воображения, памяти, речевой активности, креативного мышления.

- способствовать пополнению словарного запаса детей, расширению их кругозора;

для педагогов:

- установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах ранней профориентации детей.

для родителей:

- дать представление родителям о значимости знакомства детей с разнообразием профессий и ранней профориентации детей младшего дошкольного возраста;

- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Методы и формы работы с детьми:

- беседы с рассматриванием иллюстраций: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий», «Где и кем работают наши мамы», «Где и кем работают наши папы». «Профессия – медсестра, врач», «Профессия – дворник», «Профессия – продавец», «Профессия – учитель, педагог», «Профессия – военный.

- НОД: «Путешествие в город профессий», «В мире профессий».

- мини-выставки в центрах группы: «Все для парикмахера», «Все для доктора», «Инструменты».

- обучающие презентации с применением ИКТ: «Все профессии важны!», «Профессия – спасатель», «Профессия – водитель»

- просмотр видео и мультфильмов

- отгадывание загадок по теме «Профессии».

- рассматривание альбомов: «Профессии людей», «Инструменты», «Профессии наших мам», «Профессии наших пап».

- чтение художественной и познавательной литературы: К. Чуковский «Айболит»; Б. Заходер «Портниха»; В. Маяковский «Кем быть?»; С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные», «Почта», «Кошкин дом», «Пожар»; С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер». В Лифшиц «И мы трудиться будем», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» и др.

- сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Салон красоты», «Парикмахерская», «Автобус», «Больница», «Кафе», «Детский сад».

«Строители», «Повар», «На дорогах города», «Такси».

- дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто это знает и умеет?», «Кто, где работает?», «Кто это делает?», «Кто, что делает?», «Исправь ошибку», «Угадайте, что я делаю?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что случилось, если бы не работал …», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет», «Угадай профессию», «Да или нет?»

- настольные игры: «Ассоциации. Профессии», «Играем в профессии», Лото «Магазин», Лото «Кем быть?», Лото «Дорожные знаки», домино «В небе, на земле, на воде», «Оденем куклу на работу»

- подвижные игры: «Самолеты», «Охотник», «Космонавты».

- наблюдение за трудом помощника воспитателя, за работой дворника, за разгрузкой продуктовой машины.

- Экскурсия по детскому саду (кабинет медсестры, прачечная, кухня, кабинет методиста). Экскурсия в библиотеку. Экскурсия в Полазненскую школу Вольной борьбы. Экскурсия в Школу технического резерва. Экскурсия в пожарную часть.

- Беседа с медсестрой детского сада «Советы медсестры».

Формы работы с родителями воспитанников:

- Консультации для родителей, оформление информационных стендов:

«Профориентация детей в дошкольном образовании», папка – передвижка «Знакомим детей с профессиями», папка – передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны», рекомендации родителям «Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями», Примерный перечень стихотворений для чтения по теме «Профессии»

- Проведение выставки творческих работ детей и родителей "Профессии нашей семьи"

- Фотовыставки «Моя мама на работе», «Мой папа на работе».

- Создание альбомов по профессиям «Профессии наших мам», «Профессии наших пап».

- Встречи с интересными людьми: «Работник библиотеки». «К нам пришел парикмахер».

- Мастер – класс с мамой - поваром «Пасхальные куличики».

- Участие родителей в обогащении РППС: оказание помощи в пополнении и обогащении центра игр в группе (атрибуты к сюжетно-ролевым играм)

- Участие родителей в экскурсиях.

- Организация субботника под девизом: «Много труда не бывает совсем, знаем – трудиться полезно всем - всем!»

Ожидаемый результат по проекту:

Для детей:

- у детей сформируется первичное представление о мире профессий взрослых;

- повышение познавательной активности о профессиональной деятельности человека;

- использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.

- развитие творческого мышления и самостоятельной игровой деятельности на основе творческого подхода изучения темы ранней профориентации посредством различных видов деятельности;

Для педагогов:

- Осуществляют инновационную деятельность.

- Повышают профессиональный уровень

- Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

- Установлены партнерские отношения с семьями воспитанников.

Для родителей:

- Активные и заинтересованные участники проекта;

- Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Продукт проектной деятельности:

- Реализация данного проекта предполагает обновление и обогащение РППС группы методическими материалами и атрибутами к сюжетно-ролевым играм детей.

- Выставка работ детско-родительского творчества "Профессии нашей семьи"

- Лэпбук "Профессии", «Космос».

- Дидактическая игра «Волшебные круги Луллия»: «Профессии на транспорте», «Профессии».

Этапы осуществления проекта.

I этап – подготовительный (декабрь, январь)

II этап –основной (февраль, март, апрель)

III этап –заключительный (май)

План реализации проекта

I этап – подготовительный

- подобрать и систематизировать дидактический, наглядный материал и атрибуты для игровой деятельности по теме проекта

- подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы)

- подбор бесед и консультаций для родителей

- изготовление папки-передвижки для родителей.

II этап - основной

Выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III этап. Заключительный.

- анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.

- презентация выставки работ детско-родительского творчества "Профессии нашей семьи"

- презентация проектной деятельности на педсовете ДОУ

План мероприятий по реализации проекта

Подготовительный этап

декабрь

январь

Разработка проектной деятельности. Составление плана. Подбор материалов для работы с детьми и родителями проекта.

Информирование родителей воспитанников о плане реализации проекта. Привлечение их к активному взаимодействию.

Основной этап

Тема

Содержание работы

Работа с родителями

Февраль

«Воспитатель, воспитатель- детских ярких душ создатель».

Знакомство с трудом воспитателя и помощника воспитателя.

Цель:

Формировать представления о содержании труда воспитателя. Формировать представления о содержании труда помощника воспитателя и назначении соответствующего инвентаря;

Воспитывать чувство признательности и уважения к труду взрослых.

Беседа о работе воспитателя. Что делает воспитатель в детском саду и что было бы, если бы его не было?

Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

Рассматривание картинок и фотографий о труде.

Чтение худ. литературы: И. Демьянов «Я теперь большая», стихи о профессии «воспитатель».

С/р игра «Я-воспитатель», «Детский сад».

Д/и. «Найди ошибку».

Трудовая деятельность «Мы –помощники».

Предложить родителям прочитать дома детям произведение К.Чуковского "Федорино горе". Побеседовать о необходимости содержать в порядке свои вещи и игрушки.

Привлекать к оказанию посильной помощи дома.

«Он всё время за рулём, возит всё, что нужно он!..»

Знакомство с профессией водитель.

Цель:

Формировать представление о людях труда – профессия водителя.

Дать представление детям о транспорте (грузовом, пассажирском)

Воспитывать интерес к труду водителя.

Презентация "Транспорт», «Профессия – водитель»

Чтение стихотворения Б. Заходера «Шофёр»; А. Барто «Грузовик», «Самолёт построим сами».

Инсценировка «Автобус отправляется в путь».

Конструирование:» Гараж для машины», «Мы- водители».

Аппликация: «Разные машины едут по дороге».

П\ и «Ловкий шофер», «Машины и пешеходы»

Мультфильм «Смешарики. Азбука безопасности»

Совместно с детьми создать Лэпбук «Профессии».

Подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Шоферы"

Поговорить о правилах безопасного поведения на улице.

Прочитать детям С.Михалкова «Шла по улице машина».

Оформление странички «Моя мама на работе», «Мой папа на работе» для создания альбомов «Профессии наших мам» и «Профессии наших пап».

«Выходит дворник из ворот и словно кисть метлу берёт».

Знакомство с трудом дворника детского сада.

Цель:

Дать детям понятие о труде дворника в разное время года, о его рабочем инвентаре.

Воспитывать желание помочь дворнику.

Развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем участке.

Наблюдение за работой дворника в детском саду.

Рассматривание иллюстрации (рисунки) в книжках орудия труда дворника.

Трудовая деятельность: «Наводим порядок на участке».

Чтение стихов из сборника «Детский сад».

С/р. игры «Дворник» с игровым инвентарём.

Попросить родителей оказывать помощь воспитателям в расчистке участка от снега.

«Российский воин бережёт родной страны покой и славу…»

Знакомство с людьми военной профессии.

Цель:

1.Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

2.Формировать представление о людях военной профессии.

Рассмотреть книги с иллюстрациями на военную тему.

Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".

Ситуативный разговор «Солдат всегда должен быть опрятным».

Чтение художественной литературы: Е. Дюк «Про дедушку», Т. Прокофьева «Папе», А.Барто «На заставе».

Ситуативный разговор «Солдатская каша».

С/р. игра «Наши защитники» (мальчики –солдаты, девочки — медсестра, повара).

Игры с водой и песком «Солдатики строят мост через реку».

Конструирование «Гараж для военных машин», «Солдаты на параде».

Рассказать детям о службе в армии пап и дедушек.

Март

«Тёмной ночью, ярким днём, он сражается с огнём»

Знакомство с профессией Спасатель

Цель:

Рассказать детям о важности работы пожарного.

Обогатить словарный запас названиями некоторых инструментов, используемых для тушения пожара.

Рассмотреть транспорт пожарной бригады.

Формировать представление у детей о правилах пожарной безопасности.

Презентация: «Профессия – спасатель». Просмотр мультфильмов о работе пожарных и про пожарные машины.

С/р игра «Пожарная бригада».

Создание Лэпбука «Пожарная безопасность».

Предложить родителям принять участие в оформлении уголка пожарной безопасности.

Экскурсия в пожарную часть.

«Зовут его, когда больны, заботы так его нужны!»

Знакомство с профессией врача и медицинской сестры.

Цель:

1.Уточнить и обобщить знания детей о труде врача, медсестры и некоторые их трудовые действия.

2. Расширить словарный запас медицинскими терминологиями.

3. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

Экскурсия в медкабинет.

Наблюдение за трудом медицинской сестры и врача.

Чтение худ. литературы: «Мне грустно, я сижу больной» (И.Токмакова), «Детский сад» (О. Высоцкая), «Айболит» К. Чуковский.

-Беседа: "Запомните, детки, таблетки - не конфетки»

(Уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить.)

С/р. игры с игровым комплектом игрушек «Больница».

Д/и.: «Что нужно врачу», «Полезно - вредно».

Предложить родителям вечером прочитать детям произведение А. Кардашовой "Наш доктор", побеседовать по содержанию.

Предложить родителям пополнить уголок ряженья костюмами врача и/или медицинской сестры, пополнить уголок с/р игр атрибутами для игры «Больница».

«Кто нам варит вкусный суп из картошки и из круп?»

Знакомство с профессией повар.

Цель:1. Познакомить детей с помещением кухни, с сотрудниками, которые там работают.2. Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда.

- Экскурсия – путешествие на кухню детского сада. «Кто нас кормит?».

Наблюдение за работой повара.

Рисование «Красивые тарелочки».

Лепка: "Угощение для кукол".- Игра инсценировка «Муха – Цокотуха» (сервировка стола).

Конструирование: «Построим столовую для зверей».

Д/и «Подбери посуду для куклы», «Угостим нашу Катю».

С/р. игра «Повара».

Предложить родителям прочитать детям произведение С.Капутикяна "Машенька обедает", побеседовать по содержанию.

Мастер – класс с мамой - поваром «Пасхальные куличики».

Апрель

«В магазине возле касс,

продавец встречает нас»

Знакомство с профессией продавец.

Цель:

1.Формирование представления о профессии продавца;

2. Совершенствовать представления способах классификации предметов по типовым признакам;

3. Воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей.

- Д/и. «Распредели и доставь товар в магазины».

С/р.игра «Магазин».

Чтение художественной литературы Н. Кнушевицкая

«Продавец».

Раскрашивание раскрасок «Профессии».

Рисование: Вспомни, что ты купил в магазине, и нарисуй».

Организация

Выставки работ совместного творчества «Профессии нашей семьи».

«Космонавтом быть хочу, прямо к звездам полечу!»

Знакомство с профессией космонавт.

Цель: Обогащение знаний о работе космонавта, о полете в космос.

Активизация словаря следующими существительными: «космос», «космический корабль», «скафандр», «орбитальная станция», «невесомость».

• Вызвать интерес к профессии космонавт и желание быть похожим на космонавта – сильного, здорового, выносливого, умного.

Рассматривание альбома, иллюстраций, книг и энциклопедий на тему «Космос». Конструирование «Космическая ракета». Аппликация «Загадочный космос».

Создание Лэпбука «Космос».

Просмотр дома мультфильмов на тему «Космос»

«Шью, крою, снимаю мерки, приглашаю на примерки!»

«Экскурсия в прачечную»

Знакомство с профессией швея. Рассказ воспитателя о профессии швеи.

Чтение стихов о профессии, Б Заходер «Портниха»

Художественный труд:

«Украсим одежду» (Аппликация)

Рассматривание картинок по теме «Профессия швея»

Отгадывание загадок на тему «Профессии»

Настольная игра «Оденем куклу на работу».

Пополнение РППС группы атрибутами к сюжетно-ролевым играм детей

Заключительный этап (май)

Оформление выставки работ совместного семейного творчества: «Профессии нашей семьи».

Презентация проекта на педсовете ДОУ.



Результат проекта:

Проект «Все профессии нужны - все профессии важны!» реализовал поставленные задачи.

Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание о конкретных трудовых процессах, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную игровую деятельность, понимание значимости своего труда).

В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.

Список литературы к проекту1. «От рождения до школы» Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

2. Т. Шорыгина: Беседы о профессиях. Методическое пособие

3. Г. П. Шалаева Кем мне стать? Большая книга профессий ООО "Филологическое общество "Слово ", 2009

4. Смирнов А., Новак В., Кравченко А. Приключения Бабахина и его друзей в стране Взросляндии. – М.: «Onebook.ru», 2016.

5. Седлачкова Я. Кем я стану, когда вырасту? Выбери профессию своей мечты. – М.: Клевер, 2017 (макет 2018).

6. Траини А. А если я стану… Книга о профессиях. – М.: «Издательство «Эксмо», 2017.

7. Гордиенко Н.И. Большая книга профессий. – М.: Аванта, 2018.