Выпуск № 18 (44) 2020

Цветкова В.Л. Роль народных игр в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Вот уже несколько лет многие педагоги и специалисты твердят о том, что современное поколение не знает традиции своего народа. Это поддерживается тем, что современные родители считают народную культуру во всем ее многообразии "устаревшей" эпохой времени.
Но, так или иначе, в современной ситуации общественного развития наука и практика все чаще обращаются к идеям народной педагогики. Предпочтение отдается тем средствам, которые имеют вариативный и многофункциональный характер, способствуют поддержке детской инициативы и самовыражению личности, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Одними из таких средств являются народные игры.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Возникновение игры непосредственно связано с трудом, с утилитарной деятельностью человека, проникновение во все сферы жизни - и в ритуально-обрядовую, и в повседневную, что после послужило реальной основой для отражения реальных жизненных процессов в играх детей. Понятие "игры" в русской народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. "Игрой" называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, шалости, забавы, подвижные игры, собрание молодежи для веселья, гулянье.
Издревле в них отражались образы людей, быт, национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Многие исследователи, фольклористы имеют свой взгляд в отношении классифицирования народных игр.
А.В. Терещенко дифференцирует игровое действие по половому признаку, что является весьма существенным для русской игры. В отдельную группу вошли хороводы – «Весенние хороводы», и «Летние хороводы». Народные игры можно условно, разделить на:
1. Некруговые (стенка на стенку) «бояре», «в царя», «плетень».
2. Хороводные (круговые) «заинька», «каравай», «пирог», «паучок».
3. Шествия или выполнение разного вида движения «хмель»,«ручеёк», «вейся, капустка», «улитка»
4. Сюжетные, бессюжетные.
5. Игры с пением, танцами и без [1].
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением еще и музыкальны, что помогает эффективно решать проблемы речевого развития детей, способствует качественному воспитанию вокально-хоровых навыков: интонации, ритма, звукообразования. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.
Независимо от вида народных игр, их можно использовать на музыкальных и интегрированных занятиях, праздничных утренниках, развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной музыкальной деятельности совместно с воспитателями и родителями.
Игра создает на занятиях атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости, это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, так как мелодии песен связывают движения детей одним ритмом, координируют их, поднимают настроение, развивают физически, доставляют радость. Народная музыка в играх с ее глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека очень важна для всестороннего развития ребенка.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Народные игры развивают творческое мышление, способствуют формированию музыкальной культуры и делают детей более восприимчивыми к художественным образам [2].
Таким образом, игра является той формой организации музыкального воспитания детей, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, средства и приемы, решать не только задачи музыкального воспитания, но и формировать личность ребенка. Игровой народный репертуар объединяет задачи педагогов и детей, связывает их чувства, устремления и настроения, погружают взрослых и детей в особый мир – мир доброй и мудрой народной музыкальной культуры. Эти игры – мостик между сердцами, между учениями и развлечениями, между прошлым и будущим». Этим и определяется место народной игры в педагогическом процессе музыкального воспитания детей.

Библиографический список
1.       Терещенко А. В.Быт русского народа: В 2 т. Т. 1 Ч. I–III // Сост. А. В. Фроловой / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации,2014 — Т. I. — 944 с.
2.       Иванова В. В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. Науч. Конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 103-106. — URL [https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/] (дата обращения: 11.05.2019).