2023 2022
2 (220) 2023

Трушникова О.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПО ФГОС

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf

Важнейшей задачей, стоящей перед нашим обществом, является формирование здорового, жизнерадостного, уверенного в себе подрастающего поколения. В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие, предметом деятельности - ситуацию развития ребенка, как систему отношений ребенка: с миром; с окружающими (взрослые, сверстники); с самим собой. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в том числе с ограниченными возможностями здоровья).

В данный момент в условиях неблагоприятного экологического и социально неустойчивого положения проблема детского здоровья становится особенно актуальной. Обучение и воспитание детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья относится к одной из приоритетных задач современного детского сада, поскольку в настоящее время резко увеличилось число детей, впервые поступающих в ДОУ и имеющих различные отклонения в психическом и речевом развитии.

Большинство родителей представляют младший дошкольный возраст, как период физиологического созревания, исключая особенности психического развития. В результате внимание пап и мам сосредоточено на обеспечение безопасности и ограничено только гигиеническим уходом и обучению элементарным бытом навыкам. Другая часть родителей, наоборот, считают своих детей вундеркиндами и пытаются обучить их чтению, письму, счету, не учитывая психологические особенности и особенности физического развития малышей. Как мы видим, в обоих случаях отсутствуют необходимые условия для нормального психофизического развития и положительного эмоционального самочувствия детей. Роль родителей исключительна в решении развивающих и оздоровительных задач. Очень часто родители, воспитывающие детей с проблемами в развитии, сами нуждаются в поддержке и помощи.

Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается количество семей, в которых детям необходима ранняя психолого-педагогическая помощь с учетом состояния здоровья и физических данных. Состояние нервной системы детей 3-4 лет неустойчиво, пластично и поддается изменениям, поэтому этот период является начальным в работе по коррекции психических нарушений.

Для создания условий, способствующих постепенному вхождению детей младшего дошкольного возраста в детский сад и комфортной его адаптации, а также для более эффективной работы с родителями с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МАДОУ д/с «Родничок» была разработана программа взаимодействия специалистов (психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя) с семьями воспитанников младших групп, реализованная в рамках адаптационной программы «Дружная семейка» Е.О. Севастьяновой.

Содержание программы строится на принципах: добровольности, системности (охват всех сторон психического и физического развития), индивидуального подхода к каждому ребенку и родителю, использовании межличностных контактов: взрослый-взрослый, ребенок-взрослый, ребенок-ребенок.

Цель программы: оказание психологической и практической помощи семьям, имеющим детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи:

-выработка целесообразных методов коррекции через игровое взаимодействие с детьми и их родителями;

-обеспечение физического и психического комфорта всех участников во время пребывания в детском саду;

-создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Программа направлена на установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, выработку целесообразных методов и единого стиля воспитания малышей в ДОУ и семье, способствует формированию потребности у родителей в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний родителей детей младшего дошкольного возраста.

Этапы работы:

1. Информационно-диагностический. Включает в себя диагностику, изучение общего развития ребенка, выявление нарушений, анализ потребностей и компетентности родителей через анкетирование, организация консультаций с родителями, бесед по ознакомлению с особенностями раннего возраста, разбор конкретных ситуаций, предоставление специальной литературы. Содержание этапа рассчитано на формирование у родителей осознанному отношению к психомоторному развитию и информирование о проблемах развития детей раннего возраста.

2. Практический. Основная форма организации коррекционного воздействия – это специально организованная непосредственно образовательная деятельность.

Первая встреча – изучение опыта семейного воспитания.

Вторая встреча – это встреча-знакомство.

Третья-девятнадцатая встречи состоят из 3 частей: информационная, практическая, домашнее задание.

Двадцатая встреча – заключительная, рефлексивная (без участия детей).

Предварительно проводится индивидуальная работа каждого специалиста по отдельности (работают параллельно педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) в присутствии родителей. Далее постепенно вводятся подгрупповые занятия с участием всех специалистов. На занятиях специалисты используют перечень психологических игр, музыкальных этюдов и спортивных упражнений по развитию психомоторных качеств, требующих активного слухового и зрительного внимания, вслушивания в звуки природы с элементами продуктивной познавательно-творческой деятельности. В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между разными видами деятельности, доступными детям младшего дошкольного возраста. Совместное творчество с родителями и детьми проходит очень занимательно и эффективно.

Как показывает практика, такая совместная с детьми эмоционально-двигательная деятельность раскрепощает детей и родителей, способствует сближению в общении специалистов и родителей малышей, снижает степень дезадаптации детей в ДОУ, создает условия самообразования родителей и включение их в воспитательный процесс, способствует выработке единого стиля воспитания детей в семье и дошкольном учреждении, создает предпосылки для благоприятного прохождения ребенком всех этапов дошкольного периода. Родители не только знакомятся с работой психолога, музыкального руководителя и физкультурно-оздоровительной работой, но и с интересом сами выполняют психологические, музыкальные, физические игровые упражнения, что способствует закреплению у них практических навыков в области физического, музыкально-эстетического воспитания и укрепления психического здоровья детей 3-4 лет. Родители становятся способными рефлексировать свои взаимоотношения с детьми; они знают, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях, учитывая его возрастные особенности, сильные и слабые стороны малыша

Благодаря совместным усилиям специалистов детского сада занятия вызывают положительный эмоциональный отклик как у детей, так и у родителей. Особо следует отметить, что младший дошкольный возраст – период, благоприятный для общего психологического и физического развития. В это время появляется возможность для интенсивного сенсорного, физического, музыкального развития малыша. Однако для реализации данных возможностей, необходимо специально организованное коррекционно-развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. В результате занятий у большинства родителей уменьшается критичное отношение к ребенку и ненужным требованиям, повышается уровень родительской компетентности в вопросах развития и воспитания, особенностях игры с детьми с ОВЗ, формируется навык положительного коммуникативного взаимодействия. Как следствие, изменения родительского поведения ведет к изменениям в развитии и поведении детей. Дезаптивные формы сменяются на адаптивные. Использование эффективных стратегий взаимодействия с детьми, которые родители усваивают во время встреч со специалистами ДОУ, способствуют уменьшению проявления отклонений в развитии и поведении малышей.

На собственном опыте мы убедились, что для получения положительной динамики в развитии детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные вариации совместной работы разных специалистов детского сада, находить новые формы и технологии развития потенциала каждой семьи, активно вовлекать родителей в образовательный процесс. В перспективе предусмотрено дальнейшее планирование и внедрение новых направлений в работе с родителями, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья.

Библиографический список.1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 160 с.

2. Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 1 года до 3 лет. М.: ТЦ Сфера, 2011.- 96 с.

3. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: театрализованные развлечения для детей 3-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2006.-192 с.

4. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: сценарии занятий. М.: ТЦ Сфера, 2006.-144 с.

5. Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Просвещение, 2005. – 112 с.

6. Ломакина Г.М. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. М.: Центрполиграф, 2010. – 158 с.

7. Найбауэр А.В. Создание условий адаптации детей к детскому саду. М.: ТЦ Сфера, 2013. -

8. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей у ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с.

9. Фазлетдинова А.А. Релаксационные игры для детей раннего возраста// Справочник педагога-психолога. 2012. №3

10. Шарохина Л.В. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 136 с.