Выпуск № 23 (49) 2020

Алексеева Т.Л. План проведения фрагмента образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологий «План-дело-анализ» и «ТРИЗ» на тему «В стране Геометрия»

Цель: создание условий для закрепления знаний детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и цветах (красный, желтый, синий).
«Первый круг»
Дети присаживаются на подушки для просмотра презентации PowerPoint c персонажем в качестве сюрпризного и мотивационного момента.
«Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас в моей Стране Геометрия. В моей стране приключилась беда. Все мои фигурки разбежались кто куда. И осталась я одна. Грустно мне и одиноко. Кто же мне поможет!?» (ответы детей)
Воспитатель: как здорово вы придумали ребята, давайте поможем Королеве Геометрии сделать друзей для её страны. А из чего мы можем их сделать? (ответы детей)
Воспитатель: чтобы нам попасть в Страну Геометрия и выбрать нужные геометрические фигуры я предлагаю вам встать в нашу «Веселую карусель».
«Веселая карусель» - Круги-Луллия
Два круга из ткани, верхний круг, разделенный по секторам, на которых обозначены геометрические фигуры надевается на воспитателя, нижний круг пошире тоже разделен на сектора, на которых обозначены цвета лежит на полу неподвижный. Дети идут по кругу, передвигая верхний круг со словами стихотворения «Еле-еле, еле-еле, закружились карусели. А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите карусель остановите. Раз, два, раз, два вот и кончилась игра». Дети называют цвет и название получившейся фигуры.
Разделение на центры активности по геометрическим фигурам
Круги – цент Математика
Квадраты – центр Искусство
Треугольники – центр Сенсорного развития
1 центр – Математика (в роли помощника 1 воспитатель)
Работа по изготовлению друзей для Королевы Геометрии будет проходить по технологии ТРИЗ «Морфологический анализ».
2 центр – Искусство (в роли помощника 2 воспитатель)
Дети в технике аппликации с элементами рисования создают фигуры персонажей для страны геометрии (из геометрических фигур). С помощью приёма «Волшебный круг» по сигналу перемещаются по кругу, тем самым оказываются на рабочем месте другого человека и начинают дорисовывать его работу (меняются по кругу 3 раза). В результате получаются совершенно разные изображения. Затем вместе придумываем имена новым персонажам.

Морфологическая таблица «Аппликация друзей Королевы Геометрии»


2 центр – Искусство (в роли помощника 2 воспитатель)
Дети в технике аппликации с элементами рисования создают фигуры персонажей для страны геометрии (из геометрических фигур). С помощью приёма «Волшебный круг» по сигналу перемещаются по кругу, тем самым оказываются на рабочем месте другого человека и начинают дорисовывать его работу (меняются по кругу 3 раза). В результате получаются совершенно разные изображения. Затем вместе придумываем имена новым персонажам.
3 центр – Сенсорного развития (На роль помощника приглашаем коллегу из гостей)
В дидактическое пособие «Слоник» (по типу «Чудесного мешочка») помещены блоки Дьенеша, ребятам на ощупь необходимо определить какую геометрическую фигуру взяли и найти место на индивидуальной карточке. (по типу лото)
Все вместе снова собираемся на 2 круг с результатами наших работ для анализа и рефлексии. (все детские работы фотографируются и собираются в одну презентацию для показа детям, взрослым и родителям)