2023 2022
1 (219) 2023

Чернова Г.И., Буракова С.А. ЧУДО НА ПОДОКОННИКЕ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-9.pdf

Форма проведения ООД: трудовая деятельность с использованием ИКТ

Цель ООД: Познакомить детей с законами природы на примере прорастания растения из семени и правилами самостоятельного выращивания растений.

Задачи ООД:

· Познакомить с технологией выращивания растений из семян в комнатных условиях;

· Расширить представление о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;

· Закрепить навыки ухода за растениями;

· Формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.

Оборудование и материалы:

Проектор и экран, ноутбук, колонки, презентация, видеоролик;

Телефон с фотокамерой для фотоотчёта

Для организации практической работы необходимы:

Горшочки, совочки, леечки;

Почвогрунт, дренаж;

Набор семян (рекомендуется семена гороха и фасоли, но возможны варианты других семян

Ход занятия:

Слайд 1 (комнатные растения)

Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наше сегодняшнее занятие с загадки.

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеет,

Круглый год цветут.

Что это?

(ответы детей)

Это комнатные цветы, для которых неважно: зима или лето за окном, которые всегда растут на подоконнике и радуют нас своими зелеными листиками.

- А кто знает, для чего люди сажают растения дома? (ответы детей)

Они очищают воздух дают нам кислород. Они красивые и радуют нас своими цветами или необычными цветочками.

-Растут ли у вас дома на подоконниках цветы? Какие?

-Кто посадил те цветы, которые растут у вас дома? (ответы детей)

Но вы достаточно взрослые, чтобы самими посадить и вырастить свое собственное растение.

-только нужно знать, как это правильно сделать. И сегодня мы с вами узнаем, что нужно, чтобы вырастить дома самое настоящее растение: как его выбрать, как посадить, как за ним ухаживать.

Мы с вами будем садовниками-исследователями, отправляющимися на поиски открытий в удивительном мире растений.

Слайд 2 Задание-игра «Найди растение»

Для начала давайте посмотрим, как хорошо вы знакомы с комнатными растениями.

Посмотрите на экран, вы видите фотографии комнатных растений, знаете ли вы, что это за растения, как они называются?

(предлагаю ребятам назвать знакомые им растения, а затем подойти к экрану и показать)

(На экране фотографии цветов: кактус, герань, фиалка, фикус, орхидея)

-Молодцы ребята, вы хорошо знаете комнатные растения. А как вы думаете, домашние цветы – этот живая или неживая природа? (ответы детей)

Цветок тоже живой, и для этого, чтобы жить, он тоже растет, дышит, питается.

Поэтому для того, чтобы вырастить дома растение, нам нужно о нём заботиться, как о любом живом существе. Но для начала нужно посадить растение.

- Кто из вас знает, что нужно, чтобы посадить растение? (ответы детей)

Слайд 3

Сначала нужно выбрать для этого окно. Северная сторона дает слишком мало света, и нам понадобиться дополнительная лампа для освещения. Южное окошко дает много солнца и света, но в жаркий полдень нужно будет прятать растения от палящих лучей. Лучше всего растения себя чувствует на подоконниках с юго-восточной и юго-западной стороны. Это примерно то окошко, где можно видеть, как утром встает или вечером садиться солнце. (вместе с ребятами смотрим какой подоконник подходит больше)

Слайд 4

Теперь нам понадобятся инструменты. Какой инструмент? (ответы детей)

Давайте проверим, знаете ли вы, для чего можно использовать эти садовые инструменты.

Если нам нужно пересыпать землю в горшочек, что мы возьмём? (совочек)

Если нужно полить растение, что мы возьмем? (Лейку или ведерко)

Если нужно в земле ямку, что мы возьмём? (совочек)

Если нам нужно прорыхлить землю в горшочке, что мы возьмём? (грабельки)

Ну вот мы с вами уже почти садовники!

Слайд 5

Куда мы будем сажать наше растение? (в землю)

-Где нам взять землю, чтобы посадить растение? (ответы детей)

Землю для посадки можно накопать возле дома, но там могут обитать черви, другие насекомые, осколки битого стекла. Поэтому для садовых работ лучше купить уже обогащенной удобрениями почвой. А ещё нам понадобиться керамзит- камушки, которые нужно сыпать на дно горшочка для того, чтобы там не застаивалась вода. Без керамзита земля может закиснуть, и растение заболеет. Конечно же нам понадобятся горшочки, в которые мы будем сажать растение!

-Что нам ещё необходимо?

Конечно же, семена? (педагог демонстрирует семена, приготовленные для посева)

Слайд 6

А вы знаете, что семена – это настоящее чудо природы? Какие тайны хранит семечко? И в чём его волшебная сила? Как из маленького семечка вырастает растение?

Видеоролик «Чудесное превращение: от семечка до плода»

-Что помогло семени проснуться?

-Что произошло с семечком дальше?

-Почему корни всех растений растут вниз, а проростки тянутся вверх?

-Какое чудесное превращение произошло с семечком?

Слайд 7

Вот как из маленького семени вырастает растение, как оно тянется к свету. Давайте и мы потянемся и разомнемся, подражая нашим зеленым друзьям.

Физминутка «Комнатные растения»

Говорит цветку цветок: «Подними-ка свой листок

(Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку, да притопни ножкой,

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай, утром солнышко встречай

(Делают вращение головой)

Стебель наклони слегка-вот зарядка для цветка.

(Делают наклоны)

А теперь росой умойся, отряхнись и успокойся».

(Встряхивают кистями рук)

Наконец готовы все день встречать во всей красе.

(Потягиваются)

Наши красные цветки распускают лепестки,

(Плавно поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

(Качают руками влево-вправо)

Наши красные цветки закрывают лепестки,

(Приседают, прячутся)

Головой качают, тихо засыпают.

(Делают движение головой влево-вправо)

Слайд 8

Очень интересно наблюдать за тем, как растет горох, фасоль. Это бобовые растения. Они совершенно неприхотливы, их семена долго сохраняют всхожесть. Поместите горошины в горшочки с плодородным грунтом и следите, чтобы грунт не пересыхал. Первые всходы вы увидите уже через полторы недели, а затем начнется ещё одна интересная часть-растения начнут виться!

Задание- игра «Разные семена»

Золушка хотела посадить в своем саду фасоль и горох, но мышка опрокинула стаканчики, и семена смешались. Давайте поможем Золушке разобрать семена. Обратите внимание, как отличаются друг от друга семена гороха и фасоли, какая у них форма, какой цвет, какие они на ощупь. (дети перебирают семена).

Слайд 9

(Карточки посадка растения)

Работа детей с карточками

-Перед вами лежат карточки, посмотрите на них и разложите их по порядку, вспомнив последовательность действий при посеве семян.

-Что мы делаем сначала?

-Чем обязательно нужно завершить процесс посадки семян?

Посадка семян

-Возьмем стаканчик для посадки, насыплем на дно керамзит или камушки.

-С помощью совочка наполним стаканчик землей так, чтобы она не доставала до края.

-Положим семечко в середину стаканчика и слегка присыплем его землей.

-Аккуратно польем наше будущее растение.

-Поставим стаканчик на подоконник.

-Уберем за собой рабочее место, вымоем руки.

Слайд 10

Вот мы и стали с вами настоящими волшебниками! И впереди нас ждут удивительные открытия. Ведь сад и огород- самое интересное. Почти волшебное место. Вы только представьте: закапываешь в землю крошечные семечки и клубни, а из них вырастает самая настоящая еда! Магия и волшебство. И нужно для этого всего лишь немного знаний, немного труда и терпения.

Стихотворение Е. Урусовой

Семечко

Маленькое семечко

Спит в земле давно,

А настанет времечко,

И взойдет оно.

Дождь росточек маленький

Поливать начнет,

И цветочек аленький

Скоро зацветёт.

Приложение (посадка растений



Список литературы и информационных источников:

1. 5 способов обустроить с ребенком сад на подоконнике (электронный ресурс) https://letidor.ru/dom-i-rebenok/5-veselykh-sposobov-obustroit-s-rebenkom-sad-na-podokonnike.htm

2. Жизнь растений простые проекты выращивание с детьми. (Электронный ресурс) https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-ogorod-na-podokonike-v-starshei-grupe.html

3. Картотека физминуток «Комнатные растения» (электронный ресурс) https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/11/08/kartoteka-fizminutok-komnatnye-rasteniya4. Кувыкина О. Клад на подоконнике: Секретные материалы садовода.- М.: Издательский Дом Мещерякова, 2007.-80 с.

5. Линдстрен Клара, Нюберг Аннкарин. Огород на подоконнике.- М: Белая ворона,2016. -54 с.