2023 2022
1 (219) 2023

Боринская И.А. ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К СМЫСЛОВОМУ ДОСУГОВОМУ ЧТЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ БУКТРЕЙЛЕРА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf

В ходе наблюдения за образовательным процессом, реализуемым в дошкольной организации, был сделан вывод о том, что ребенок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книги, а литературный опыт читателя у ребенка 6-7 лет ограничивается просмотренными мультфильмами. В связи с этим у многих педагогов в дошкольной образовательной организации возникают трудности в развитии у детей дошкольного возраста "читательского" интереса, в формировании устойчивой мотивации к "чтению" книг.

Период дошкольного детства является наиболее ценным для воспитания любви и интереса к книге, так как наделен такими достоинствами, как высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета. И тут на помощь приходят информационно- коммуникативные технологии. Одним из средств, отвечающим этим требованиям выступает буктрейлер.

Буктрейлер — это небольшой видеоролик, рассказывающий в художественной форме о какой-либо книге.

Цель буктрейлеров - пропаганда чтения, рассказать о книге, заинтересовать читателя, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

Так как я работаю с детьми подготовительной группы, было решено познакомить их с инновационной формой презентации детских книг. После проведения тематического занятия "Моя любимая книга", где дети рассказывали о том, какие они любят слушать жанры литературы, я их познакомила с буктрейлерами. Детям были показаны следующие буктрейлеры: К.И.Чуковский "Закаляка", "Муха-цокотуха", АС.Пушкин "Что, за чудо эти сказки», Г.Х.Андерсен "Сказки и истории", Софья Прокофьева "Маша и Ойка". Произведения, которые были хорошо известны детям, очень оживленно обсуждались, они рассказывали последовательность происходящих событий и чем оно закончилось. Буктрейлеры к произведениям, которые были известны не всем ребятам, вызывали желание познакомиться с ними. Данная форма пропаганды книг была очень интересна для детей тем, что в большинстве — это были отрывки из мультипликационных фильмов с музыкальным сопровождением. И, конечно, в силу своей возрастной любознательности, им было интересно, чем все закончится. Такая формы презентации книг заинтересовала детей, мы решили создать свои буктрейлеры для других детей в ДОО. Так как ребята еще не владеют компьютером и навыки чтения у них минимальные, основную работу предстояло сделать педагогу.

Буктрейлеры подразделяются на различные виды по способу создания:

• игровые (мини фильм по книге);

• неигровые (набор слайдов с цитатами, книжными разворотами);

• анимационные (мультфильмы по книге).

Наиболее удобным видом буктрейлера в рамках работы с дошкольниками является - игровой. Так как для реализации творческого замысла можно использовать возможности театрализованной деятельности, а также создать условия для организации сюжетно-ролевой игры «Сам себе режиссер», где дети смогут проявить свою индивидуальность в новой для себя роли.

Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию:

• повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);

• атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);

• концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Этапы, в которых дети на практике знакомятся с технологией создания видеоролика:

• сценарий;

• распределение ролей;

• организация съемки;

• озвучивание;

• монтаж.

Так, с ребятами для детей младшего дошкольного возраста были созданы следующие буктрейлеры:

• Буктрейлер по сказке «Репка». Вспомнив все этапы создания трейлера по сказке, дети, с помощью загадки, узнают какой буктрейлер будут создавать.

• Буктрейлер по сказке «Колобок». Отправившись в путешествие на лесную полянку, дети по пути встречают колобка, который сообщает печальную новость, о том, что сказку про него не хотят читать, ребята предлагают свою помощь, ведь они знают, как помочь колобку и заинтересовать читателей.

Буктрейлер - как новая форма работы с дошкольниками, является достаточно эффективной по созданию мотивации и условий для привлечения интереса детей к книге, тем самым способствует гармоничному развитию личности ребенка в практической творческой деятельности.

Библиографический список.1. Черняк В.Д., М. А. Черняк М.А. Буктрейлер // Массовая литература в понятиях и терминах. - Наука, Флинта, 2015 — С. 26-27. — 250 с.

2. Щербинина Ю. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России Вопросы литературы. - 2012 -№3. -С. 146-165.