Друзякина Е.В. Конспект НОД по обучению грамоте и письму для старших дошкольников «Волшебная книга»
Цель: обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах. Задачи: Образовательные: совершенствовать умение детей дифференцировать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; умение делить слова на слоги, определять их количество в слове. Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха, артикуляционной, пальчиковой и общей моторики; развивать слуховое внимание, логическое мышление, навыки чтения по слогам; активизировать речемыслительную деятельность. Воспитательные: воспитывать желание помочь сказочному герою, отзывчивость, активность, навыки сотрудничества, умение сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Здоровьесберегающие: развивать двигательную активность пальцев рук, координацию движений; способствовать выработке полноценных движений губ, языка, челюсти для формирования правильного произношения. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Речевое развитие» Оборудование: видеописьмо от сказочного героя «Пиши – Читая»; 4 стола для выполнения практических заданий с определенными символами, символы: гласные - согласные (человечки); мягкие - твердые (перо - камень); звонкие - глухие (колокольчик - наушники), схема слова; карточки для определения гласных и согласных звуков (цветочная поляна), корзинки с камушками - стеклярусами; домики для жильцов звонких и глухих звуков, корзинки с магнитными буквами; карточки для определения мягких и твердых звуков (облака), корзинки с камушками Марлбс, комочки ваты; карточки для игры "Расшифруй слова", фломастеры; магнитная доска, части книги. Предварительная работа: рассматривание Азбуки, просмотр мультфильма "Наш друг Пиши-Читай"; Беседа и экскурсия в библиотеку; Настольные игры: "Собери букву", "Подбери картинку к букве"; "Раздели на слоги"; "Прочитай слово по первым звукам". Содержание: Дети с воспитателем входят в группу. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся, сначала мимикой(дети показывают мимикой знаки приветствия), затем жестами (дети здороваются жестами), ну и, конечно же, словами" Дети говорят "Здравствуйте" или "Доброе утро!" Воспитатель: А теперь дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! (Улыбка) Мы погладим лобик, носик, и щечки (движения по тексту) Будем мы красивы, как цветочки! (те же движения) Разотрем ладошки: сильнее - сильнее (трение ладоней) А теперь похлопаем: смелее - смелее (хлопки) Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем! (трение за ушами) Улыбнемся снова (улыбка) Будем все здоровы! (жест большим пальцем "класс") На экране появляется мигающий символ-конверт Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на электронную почту пришло видео (звуковое) письмо! Давайте подойдем поближе, откроем его и узнаем, от кого оно пришло и о чем в нем говорится? (дети с воспитателем подходят к доске, открывают, на экране появляется герой мультфильма "Пиши-Читай") Пиши-Читай: "Здравствуйте мои дорогие, друзья! Разрешите представиться, меня зовут - Пиши-Читай! Я живу на книжных полках в центральной библиотеке города Батайска. Обращаюсь к вам за помощью: злой волшебник – «Буквоед» похитил очень важную книгу. Чтобы книга вернулась обратно в библиотеку, нужно рассеять чары злого волшебника. А для этого нужно пройти несколько этапов и выполнить ряд непростых заданий. С каждым пройденным этапом, книга будет возвращаться по частям, и как только вы выполните все задания, из частей - она превратится в одно целое и вернется на полку городской библиотеки! Посылаю символы-подсказки, которые помогут вам выполнять задания. Очень надеюсь, что вы мне поможете! Воспитатель: Ребята, от кого пришло письмо? Где живет «Пиши-читай»? В каком городе находится библиотека? Зачем «Пиши – Читай» прислал нам это сообщение? О какой помощи просит герой? Ну что, готовы помочь «Пиши – Читаю»? Мы не боимся трудностей и справимся со всеми заданиями, разрушим чары злого «Буквоеда», и вернем книгу в городскую библиотеку! Воспитатель: Посмотрите на экран, вот и первый символ-подсказка! (СЛАЙД) 1). Символ-подсказка №1 - человечки с открытым ртом и закрытым ртом (задание на определение гласных и согласных звуков). Воспитатель: Ребята, кто здесь изображен? Как вы думаете, что означают эти символы - картинки? Верно, эти дети произносят звуки, но почему у одного ребенка рот открыт, а у другого закрыт? (один произносит гласные звуки, а другой - согласные). Воспитатель: Ребята, расскажите, на какие два вида делятся звуки? Ответы детей: Врусском языке звуки делятся на гласные и согласные. Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными и почему? Ответы детей: гласными мы называем звуки, которые произносятся с открытым ртом, они поются, тянутся, воздух проходит свободно, во рту нет никаких преград. Воспитатель: Каким цветом обозначаются гласные звуки на письме? (красным) Воспитатель: Гласные тянутся песенкой звонкой (а-а-а) Могут заплакать (а-а-а) и закричать (а-а-а!) Могут в кроватке баюкать ребенка (а-а-а), Но не желают свистеть и рычать! Воспитатель: Атеперь расскажите о согласных звуках! Ответы детей: согласные звуки - это звуки, которые произносятся с закрытым ртом, их нельзя спеть, потому что во рту образуется преграда. Воспитатель: Что может быть преградой во рту? Ответы детей: преградой могут быть: кончик языка, небо, губы, зубы. Воспитатель: Каким цветом обозначаются согласные звуки на письме? (синим) Воспитатель: Асогласные согласны - шелестеть (ш-ш-ш) шептать (ш-ш-ш), свистеть (с-с-с), даже фыркать (ф-ф-ф) и скрипеть (ц-ц-ц), но не хочется им петь! Воспитатель: Молодцы, ребята, вспомнили, чем гласные звуки отличаются от согласных!? Гласные звуки - поющие и красные, согласные - не поющие и синие! Приступим к выполнению задания, найдите стол с таким же символом как на доске! Располагайтесь по удобнее. Перед вами - волшебные цветы - ромашки, в серединках которых растут звуки. Назовите, какие звуки растут в волшебных цветах? (дети называют). Рядом с ромашками - корзинки с разноцветными камушками-стеклярусами. Внимание! Ваша задача: накройте красными камушками-стеклярусами серединки цветов, на которых изображены гласные звуки, (дети выполняют), а теперь накройте камушками синего цвета серединки цветов, на которых изображены согласные звуки! Назовите эти звуки! (дети называют) (дети выполняют задание) Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием, серединки цветов закрыты красными и синими камушками. Посмотрите, что появилось на доске? Давайте подойдем к доске и посмотрим! (появляется часть книги) Воспитатель: Смотрите, а вот и первая часть книги, мы идем в правильном направлении! Ой, а вот и второй символ-подсказка! Что это, дети? СЛАЙД 2). Символ-подсказка №2 - колокольчик и наушники (задание на определение звонких и глухих звуков) Воспитатель: Ребята, что здесь изображено? Как вы думаете, что означают эти символы - картинки? Ответы детей: колокольчик - это звонкие звуки, а наушники - это глухие звуки! Воспитатель: давайте поговорим об этом подробнее... Оказывается, согласные звуки бывают звонкими и глухими. Расскажите мне о звонких и глухих звуках? Как они произносятся и почему они так называются? Ответы детей: звонкие звуки произносятся громко, звонко, с голосом, а глухие звуки - произносятся тихо, глухо и только с шумом. Воспитатель: Скажите ребята, а какими способами можно определить, какой звук звонкий, а какой глухой? Ответы детей: Первый способ: надо приложить руку к горлу и произнести согласный звук, если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук, а если не вибрируют - то глухой. (пробуем произнести звук «Б, Д») Второй способ: надо закрыть уши ладошками и произнести согласный звук, если мы услышим голос - значит это звонкий звук, а если услышим только шум, значит, это глухой звук! (пробуем произнести «П, Т») Воспитатель: Когда мы определяли звонкость и глухость согласных звуков, мы включали ощущения и слух, но можно подключать и зрение. Ну а теперь, приступим к выполнению следующего задания, найдите стол с таким же символом как на доске! Располагайтесь по удобнее. Перед вами волшебные дома! И корзинки с буквами - жильцами. Они вышли из домов погулять на свежем воздухе и перепутались! Итак, внимание! Вам необходимо расселить жильцов по своим квартирам.Все звонкие звуки расположите в доме с колокольчиком, а все глухие - в доме с наушниками. Чтобы не ошибиться, включайте свои ощущения и слух. (дети выполняют задания) Воспитатель: Молодцы! Все успешно справились с заданием, и теперь глухие звуки живут в доме с наушниками, а звонкие звуки живут в доме с колокольчиком! Физкультминутка: Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно! (сжимание-разжимание пальцев) Дружно встанем - тихо сядем и закроем все глаза (движения по тексту) Наступает, наступает, наступает тишина... (сели, глаза закрыты) Быстро встали, улыбнулись, выше-выше потянулись (движения по тексту) Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите (движения по тексту) Вправо, влево повернитесь, рук коленями коснитесь! (движения по тексту) А теперь, представим, детки, будто руки наши - ветки! Покачаем им дружно, словно ветер дует южный! (дыхательные упражнения, мимические упражнения: злой - у-у-у, ласковый - ф-ф-ф - и т.д.) Воспитатель: Посмотрите, ребята, еще одна часть появилась на доске! Давайте опять подойдем к доске и посмотрим! (появляется вторая часть книги) А вот и вторая часть книги появилась! Ну а мы продолжаем! Рассмотрите следующий символ-подсказку. СЛАЙД 3). Символ-подсказка №3 - перышко и камень (задание на определение твердых и мягких согласных) Воспитатель: Что здесь изображено? Что означают эти символы - картинки? Ответы детей: перышко - это мягкость согласных, а камень - это твердость согласных. Воспитатель: Оказывается, согласные звуки бывают не только звонкими и глухими, но еще бывают мягкими и твердыми. Расскажите мне, пожалуйста, как определить твердость или мягкость согласных звуков? Ответы детей: мягкость или твердость согласного звука определяют гласные звуки -командиры, они указывают предыдущему согласному, каким ему быть звуком: если после согласного стоит твердая гласная (а, о, э, ы, у) - то этот звук будет твердым, а если после согласного стоит мягкая гласная (я, ё, и, ю, е) - то звук будет мягким. Воспитатель: Скажите, а какие согласные всегда твердые? («Ж, Ш, Ц») А какие согласные всегда мягкие? («Ч, Щ, Й») Продолжим выполнять следующее задание, найдите стол с таким же символом как на доске! Располагайтесь по удобнее. Перед вами по небу плывут облака. Что на них изображено? Правильно, это согласные звуки! Вспомните, какие из них всегда мягкие, а какие - всегда твердые? Мягкие согласные звуки накройте комочками ваты, а твердые согласные звуки накройте камушками. Воспитатель: Молодцы, быстро справились с заданием! И запомнили, что звуки «Ч, Щ, Й» - всегда мягкие, а согласные «Ж, Ш, Ц» - всегда твердые! Смотрите, еще одна часть похищенной книги появилась на доске! Давайте подойдем к доске, посмотрим на следующий символ-подсказку! СЛАЙД 4). Символ-подсказка №4 - пустая схема слова с вопросами (расшифровка и чтение слов по первым буквам картинок) Воспитатель: Ребята, что здесь изображено? (схема) Как вы думаете, что означает этот символ - картинка? (зашифрованное слово) Ответы детей: Здесь зашифровано слово и его нам надо расшифровать! Воспитатель: Как интересно, но как нам это сделать? Ответы детей: Нужно произносить каждое слово и слушать, с какого звука оно начинается. В пустой квадрат, на который указывает картинка, надо записывать букву, потом сложить буквы вместе и прочитать. Воспитатель: Ну что ж, приступаем к заданию! Найдите стол с таким же символом как на доске! Располагайтесь по удобнее. Перед вами - карточки с зашифрованными словами и фломастеры. На каждой карточке нарисованы картинки, которые указывают на пустые квадраты. Ваша задача: произнести звук, с которого начинается каждая картинка и с помощью фломастера записать букву в пустой квадрат. Приступайте к работе! (дети фломастером записывают буквы) Воспитатель: Готовы? Все записали буквы в пустые квадраты? Молодцы! А теперь соединим звуки сверху вниз и прочитаем слова, которые у вас получились! (дети по очереди читают свои слова): АЗБУКА, БУКВА, ЗВЕЗДА, ВЕСНА, СЛОГ, МИР, ЗВУК, ТРАВА. Воспитатель: Какие замечательные слова у вас получились! Скажите, а из чего состоит целое слово? Дети: Из частей. Воспитатель: А как называются эти части? Дети: Слоги. Воспитатель: Правильно, слоги! Скажите, а какими способами можно определить, сколько слогов в каждом слове? Дети: 1 способ: нужно найти в слове гласные звуки, поставить над ними точки. Потом нужно сосчитать все точки. Сколько будет точек, столько слогов. 2 способ: нужно плотно положить ладонь под подбородок и произносить слово. Сколько раз рот откроется, столько и слогов. Воспитатель: Молодцы! А теперь сосчитайте слоги в своих словах, применяйте удобный для вас способ (дети по очереди называют кол-во слогов.) Например, в слове АЗБУКА - три слога и т.д. Воспитатель: Молодцы, верно слоги посчитали и немножко подустали! Давайте отдохнем! Физкультминутка: Мы ножками потопаем - топ-топ - топ, Ручками похлопаем - хлоп - хлоп - хлоп! На месте мы попрыгаем - прыг, прыг, прыг, Ножками подрыгаем - дрыг, дрыг, дрыг! Головою покачаем и сначала начинаем! (Повторить еще раз в быстром темпе) Воспитатель: Ребята, пока мы отдыхали, на доске появилась последняя часть книги! Помните, что говорил «Пиши-Читай»: "С каждым пройденным этапом, книга будет возвращаться по частям, и как только вы выполните все задания, из частей - она превратится в одно целое и вернется на полку городской библиотеки!" Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания, и поэтому появились все части книги. Но как нам превратить ее в одно целое? (Нужно собрать все части) Подходите к магнитной доске и приступайте к работе (дети на магнитной доске собирают азбуку из частей) Воспитатель: Друзья, что же это за книга? Правильно! Это Азбука - книга, которая помогает ребятам учить буквы, произносить звуки, и, конечно же, читать! СЛАЙД (на доске появляется «Пиши-Читай») "Дорогие, ребята, спасибо вам за помощь, моя книга вернулась на книжную полку, и теперь все маленькие читатели вместе с родителями могут прийти в библиотеку и взять ее домой для обучения чтению! Еще раз спасибо и до свидания! Ваш друг – «Пиши-Читай»!" Итог: Ребята, я очень рада, что вы помогли «Пиши – Читаю» спасти азбуку от злого «Буквоеда»! СЛАЙД (азбука) Скажите, что для вас было самым сложным? Какие задания были интересными? Все ли у вас получилось? (ответы детей) Желаю вам успехов в дальнейшем обучении грамоте и чтению!
Используемая литература: Л.Е. Журова "Обучение грамоте в детском саду" Издательство «Педагогика», М., 1978. Н. В. Новоторцева «Учимся читать» Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль «Академия развития», 1988. Н.В. Новоторцева «Обучение грамоте в детском саду и дома» Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль «Академия развития», 1988. Г.Ф. Марцкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Издательство «Учитель» Волгоград, 2004. Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» С-Пб «Детство-Пресс», 2020.