Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf
Актуальность.
• ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, обеспечивающие доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста. Компетентность педагогических работников в этой области – важнейшее условие эффективного развития детского сада.
• ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, предписывает педагогу, занимающему должность воспитателя, знать среди прочего приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
• Профессиональный стандарт. «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) », утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, отмечает владение педагогом ИКТ компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
• Использование ИКТ технологий в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который направлен на создание возможностей для граждан разного возраста и социального статуса получать качественное образование с использованием современных информационных технологий.
Информационные коммуникативные технологии дают педагогу ДОУ:
Оперативность информации:
· Только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию по той или иной образовательной области.
Динамичность хранения:
· Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Благодаря информационным технологиям мы любую информацию можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.
Коммуникативность:
· Дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях.
Интерактивность:
· Позволяет участвовать в виртуальном методическом объединении педагогов России.
Цель и задачи
Цель: Формирование информационной среды дошкольного учреждения.
Задачи:
· Повысить информационную культуру и ИКТ-компетентность педагогов ДОУ;
· Использовать ИКТ-технологии во всех сферах образовательной деятельности;
· Способствовать саморазвитию педагогов и их профессиональному росту посредством овладения новыми умениями: создание презентаций, собственных игр в программе PowerPoint, изучение новых онлайн конструкторов и применение их на практике в образовательной деятельности;
· Совершенствовать уровень профессиональной компетентности педагогов ДОО в области применения ИКТ (в том числе в условиях дистанционного взаимодействия), как необходимое условие обеспечения эффективности образования;
· Реализовать возможности для профессионального общения, обобщения и трансляции лучшего опыта педагогов.
Информационно образовательная среда
Под информационной образовательной средой дошкольного образования понимается специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию новых информационных технологий в педагогическую систему детского сада с целью построения личностно - ориентированной педагогической системы. Информационная образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование – это целенаправленный управленческий процесс.
Формирование информационной культуры педагога ДОУ
1. Формирование информационной культуры педагога ДОУ – залог повышения уровня профессиональной компетенции, как фактора повышения качества образования. Уровень сформированности информационной культуры педагога определяется:
· во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;
· во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;
· в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности;
· в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
2. Конструирование занятия в ДОУ с использованием новых информационных технологий и Интернет - ресурсов требует от педагога высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и, прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.
Направления работы с педагогами:
· Совершенствование организации методической службы ДОУ.
· Организация консультативной методической поддержки.
· Обучение педагогов на курсах по ИКТ.
· Участие педагогов в конкурсах различного уровня с применением ИКТ.
· Трансляции лучшего опыта педагогов.
Мероприятия, направленные на повышение ИКТ – компетентности.
Тема
Мероприятия
Анкетирование педагогов.
Цель: выявление уровня ИКТ-компетентности педагога, трудностей в использовании ИКТ в образовательном процессе.
«Возможности ИКТ в обучении дошкольников»
1. Мастер класс:
· Создание обучающих игр средствами «Рower Point»;
· Создание управляющих кнопок в презентации.
2. Семинары –практикумы:
· Условия реализации IT- компетентности педагога в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:
· Педагог дошкольного образования в цифровой среде;
· Особенности использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ.
3. Консультации для педагогов ДОУ:
· Создание интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста;
· Разработке игр в онлайн конструкторах:learningapps.org; https://www.tinytap.com/; wordwall.net.
«Использование ИКТ для формирования портфолио»
1. Создание слайда с диаграммой и таблицей
2. Мастер класс «Создание электронного портфолио в программе Рower Point»
«Возможности ИКТ в социальном партнерстве с родителями воспитанников»
Программа Microsoft Publisher (создание буклетов, визитки для совей группы)
Создание викторины для детей и родителей, размещение в группе ВК.
Дистанционные конкурсы как средство развития интеллектуальных и творческих способностей педагогов в профессиональной самореализации педагогов.
Участие педагогов в конкурном движении (Городской конкурс профессионального мастерства по созданию цифровых образовательных ресурсов «IT- воспитатель», Профессиональный конкурс «Информационные технологии в образовании» ИТО – 2020, 2021; Городской конкурс методических разработок с использованием ИКТ при ознакомлении воспитанников с достопримечательностями родного города «Моя Вологда»; Городской (заочный) конкурс профессионального мастерства по созданию цифровых образовательных ресурсов «IT -воспитатель»
Дистанционные конкурсы как средство развития интеллектуальных и творческих способностей педагогов в профессиональной самореализации педагогов.
Участие педагогов в конкурном движении (Городской конкурс профессионального мастерства по созданию цифровых образовательных ресурсов «IT- воспитатель», Профессиональный конкурс «Информационные технологии в образовании» ИТО – 2020, 2021; Городской конкурс методических разработок с использованием ИКТ при ознакомлении воспитанников с достопримечательностями родного города «Моя Вологда»; Городской (заочный) конкурс профессионального мастерства по созданию цифровых образовательных ресурсов «IT -воспитатель»
Реализация возможности для профессионального общения, обобщения и трансляции лучшего опыта педагогов.
1. Показ открытых мероприятий с применением ИКТ технологии на уровне ДОУ;
2. Участие педагогов в методических мероприятиях ДОУ
3. Участие в городских мероприятиях:
• Педагогические чтения «Использование авторских компьютерных дидактических игр и программ в работе с дошкольниками как условие повышения качества образовательного процесса в ДОУ» «Использование цифровой дидактики для знакомства детей с народно-прикладным искусством»
• Межрегиональные заочные педагогические чтения «Дошкольное образование: взгляд современного педагога»
Обучение педагогов на курсах по ИКТ
• Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании»
Образовательный курс «ИКТ технологии в образовании: базовый уровень»
• Форум «Педагоги России» вебинар «Современные цифровые образовательные инструменты педагогов дошкольных образовательных учреждений»
• "ИКТ - компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС»
• Центр онлайн-обучения Всероссийского форума «Педагоги России»: инновации в образовании» программа дополнительного образования «ИКТ технологии в образовании: базовый уровень»
• Вебинар «Технология создания электронных дидактических игр».• Форум «Педагоги России» Участие в образовательном курсе Цикл вебинаров «Современные образовательные технологии в ДОО». Вебинар «Практика компьютерного 3 D моделирования в LiqroGame: организуем «конструкторское бюро» «дизайнерское бюро» в условиях группы детского сада.
• Учебный центр «Урок» Участие в вебинаре «Технология создания электронных дидактических игр»,
Индивидуальная работа с педагогами (по запросам педагогов)
Результативность
1. Активное применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе ДОУ. (диаграмма 1. 3;4;6;7;8;9;10 пункты анкетирования педагогов)
2. Сформированность у воспитателей знаний и навыков проектирования и грамотной реализации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
3. Повышение образовательного уровня детей (в том числе развитие компьютерной грамотности, расширение кругозора, словарного запаса, повышение уровня развития внимания, памяти, восприятия, мышления), проявление детьми заинтересованности при восприятии обучающе-развивающего материала. (диаграмма 2)
4. Улучшение процесса циркулирования информации между сотрудниками ДОУ и родительским сообществом. (9 пункт анкетирования педагогов)
Результаты анкетирование педагогов.
Цель: выявление уровня ИКТ-компетентности педагога, трудностей в использовании ИКТ в образовательном процессе.
Диаграмма 1.
Результаты диагностики контрольной группы детей.
Критерии, по которым оценивались дети: познание, наглядно-образное мышление, волевые качества.
Диаграмма 2.
Вывод:
· В условиях развивающейся информационной образовательной среды дошкольного образования осуществляется интенсификация всех уровней воспитательно-образовательного процесса, повышается эффективность и качество процесса обучения за счет возможностей, предоставляемых информационной образовательной средой;
· Формирование информационно-образовательной среды на основе применения информационно-коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития педагога ДОУ, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.
Библиографический список:
• ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н.
• Профессиональный стандарт. «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) », утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н,
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы («Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»).
Актуальность.
• ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, обеспечивающие доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста. Компетентность педагогических работников в этой области – важнейшее условие эффективного развития детского сада.
• ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, предписывает педагогу, занимающему должность воспитателя, знать среди прочего приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
• Профессиональный стандарт. «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) », утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, отмечает владение педагогом ИКТ компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
• Использование ИКТ технологий в образовательном процессе ДОО расширяет возможности внедрения новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями.
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который направлен на создание возможностей для граждан разного возраста и социального статуса получать качественное образование с использованием современных информационных технологий.
Информационные коммуникативные технологии дают педагогу ДОУ:
Оперативность информации:
· Только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию по той или иной образовательной области.
Динамичность хранения:
· Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Благодаря информационным технологиям мы любую информацию можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.
Коммуникативность:
· Дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях.
Интерактивность:
· Позволяет участвовать в виртуальном методическом объединении педагогов России.
Цель и задачи
Цель: Формирование информационной среды дошкольного учреждения.
Задачи:
· Повысить информационную культуру и ИКТ-компетентность педагогов ДОУ;
· Использовать ИКТ-технологии во всех сферах образовательной деятельности;
· Способствовать саморазвитию педагогов и их профессиональному росту посредством овладения новыми умениями: создание презентаций, собственных игр в программе PowerPoint, изучение новых онлайн конструкторов и применение их на практике в образовательной деятельности;
· Совершенствовать уровень профессиональной компетентности педагогов ДОО в области применения ИКТ (в том числе в условиях дистанционного взаимодействия), как необходимое условие обеспечения эффективности образования;
· Реализовать возможности для профессионального общения, обобщения и трансляции лучшего опыта педагогов.
Информационно образовательная среда
Под информационной образовательной средой дошкольного образования понимается специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию новых информационных технологий в педагогическую систему детского сада с целью построения личностно - ориентированной педагогической системы. Информационная образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование – это целенаправленный управленческий процесс.
Формирование информационной культуры педагога ДОУ
1. Формирование информационной культуры педагога ДОУ – залог повышения уровня профессиональной компетенции, как фактора повышения качества образования. Уровень сформированности информационной культуры педагога определяется:
· во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;
· во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;
· в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности;
· в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
2. Конструирование занятия в ДОУ с использованием новых информационных технологий и Интернет - ресурсов требует от педагога высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и, прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.
Направления работы с педагогами:
· Совершенствование организации методической службы ДОУ.
· Организация консультативной методической поддержки.
· Обучение педагогов на курсах по ИКТ.
· Участие педагогов в конкурсах различного уровня с применением ИКТ.
· Трансляции лучшего опыта педагогов.
Мероприятия, направленные на повышение ИКТ – компетентности.
Тема
Мероприятия
Анкетирование педагогов.
Цель: выявление уровня ИКТ-компетентности педагога, трудностей в использовании ИКТ в образовательном процессе.
«Возможности ИКТ в обучении дошкольников»
1. Мастер класс:
· Создание обучающих игр средствами «Рower Point»;
· Создание управляющих кнопок в презентации.
2. Семинары –практикумы:
· Условия реализации IT- компетентности педагога в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:
· Педагог дошкольного образования в цифровой среде;
· Особенности использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ.
3. Консультации для педагогов ДОУ:
· Создание интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста;
· Разработке игр в онлайн конструкторах:learningapps.org; https://www.tinytap.com/; wordwall.net.
«Использование ИКТ для формирования портфолио»
1. Создание слайда с диаграммой и таблицей
2. Мастер класс «Создание электронного портфолио в программе Рower Point»
«Возможности ИКТ в социальном партнерстве с родителями воспитанников»
Программа Microsoft Publisher (создание буклетов, визитки для совей группы)
Создание викторины для детей и родителей, размещение в группе ВК.
Дистанционные конкурсы как средство развития интеллектуальных и творческих способностей педагогов в профессиональной самореализации педагогов.
Участие педагогов в конкурном движении (Городской конкурс профессионального мастерства по созданию цифровых образовательных ресурсов «IT- воспитатель», Профессиональный конкурс «Информационные технологии в образовании» ИТО – 2020, 2021; Городской конкурс методических разработок с использованием ИКТ при ознакомлении воспитанников с достопримечательностями родного города «Моя Вологда»; Городской (заочный) конкурс профессионального мастерства по созданию цифровых образовательных ресурсов «IT -воспитатель»
Дистанционные конкурсы как средство развития интеллектуальных и творческих способностей педагогов в профессиональной самореализации педагогов.
Участие педагогов в конкурном движении (Городской конкурс профессионального мастерства по созданию цифровых образовательных ресурсов «IT- воспитатель», Профессиональный конкурс «Информационные технологии в образовании» ИТО – 2020, 2021; Городской конкурс методических разработок с использованием ИКТ при ознакомлении воспитанников с достопримечательностями родного города «Моя Вологда»; Городской (заочный) конкурс профессионального мастерства по созданию цифровых образовательных ресурсов «IT -воспитатель»
Реализация возможности для профессионального общения, обобщения и трансляции лучшего опыта педагогов.
1. Показ открытых мероприятий с применением ИКТ технологии на уровне ДОУ;
2. Участие педагогов в методических мероприятиях ДОУ
3. Участие в городских мероприятиях:
• Педагогические чтения «Использование авторских компьютерных дидактических игр и программ в работе с дошкольниками как условие повышения качества образовательного процесса в ДОУ» «Использование цифровой дидактики для знакомства детей с народно-прикладным искусством»
• Межрегиональные заочные педагогические чтения «Дошкольное образование: взгляд современного педагога»
Обучение педагогов на курсах по ИКТ
• Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании»
Образовательный курс «ИКТ технологии в образовании: базовый уровень»
• Форум «Педагоги России» вебинар «Современные цифровые образовательные инструменты педагогов дошкольных образовательных учреждений»
• "ИКТ - компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС»
• Центр онлайн-обучения Всероссийского форума «Педагоги России»: инновации в образовании» программа дополнительного образования «ИКТ технологии в образовании: базовый уровень»
• Вебинар «Технология создания электронных дидактических игр».• Форум «Педагоги России» Участие в образовательном курсе Цикл вебинаров «Современные образовательные технологии в ДОО». Вебинар «Практика компьютерного 3 D моделирования в LiqroGame: организуем «конструкторское бюро» «дизайнерское бюро» в условиях группы детского сада.
• Учебный центр «Урок» Участие в вебинаре «Технология создания электронных дидактических игр»,
Индивидуальная работа с педагогами (по запросам педагогов)
Результативность
1. Активное применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе ДОУ. (диаграмма 1. 3;4;6;7;8;9;10 пункты анкетирования педагогов)
2. Сформированность у воспитателей знаний и навыков проектирования и грамотной реализации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.
3. Повышение образовательного уровня детей (в том числе развитие компьютерной грамотности, расширение кругозора, словарного запаса, повышение уровня развития внимания, памяти, восприятия, мышления), проявление детьми заинтересованности при восприятии обучающе-развивающего материала. (диаграмма 2)
4. Улучшение процесса циркулирования информации между сотрудниками ДОУ и родительским сообществом. (9 пункт анкетирования педагогов)
Результаты анкетирование педагогов.
Цель: выявление уровня ИКТ-компетентности педагога, трудностей в использовании ИКТ в образовательном процессе.
Диаграмма 1.
Результаты диагностики контрольной группы детей.
Критерии, по которым оценивались дети: познание, наглядно-образное мышление, волевые качества.
Диаграмма 2.
Вывод:
· В условиях развивающейся информационной образовательной среды дошкольного образования осуществляется интенсификация всех уровней воспитательно-образовательного процесса, повышается эффективность и качество процесса обучения за счет возможностей, предоставляемых информационной образовательной средой;
· Формирование информационно-образовательной среды на основе применения информационно-коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития педагога ДОУ, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.
Библиографический список:
• ЕКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н.
• Профессиональный стандарт. «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) », утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н,
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы («Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»).