2023 2022
2 (220) 2023

Антипина Ю.В. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ «СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ БЕЗ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК И ГАДЖЕТОВ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Цель: гармонизация детско-родительских отношений в условиях семейного досуга.

Задачи:

- повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития, воспитания и здоровья своих детей;

- повышение осведомленности родителей в вопросах организации семейного досуга с детьми дошкольного возраста;

- установление эмоционально-доверительных отношений в семье;

- расширение диапазона используемых способов взаимодействия с ребенком;

- вызвать у родителей желание проводить больше времени с детьми обратив их внимание на значение совместных игр для развития детей;

- заинтересовать родителей проблемой развития игровой деятельности у современных детей.



Участники мастер-класса: родители дошкольников 5-7 лет.

Оборудование и материалы: интерактивная доска; компьютер; презентация; фломастеры; квадраты из цветной бумаги трех цветов, размером15*15; картонная коробка с прорезями для рук; различные предметы, картинки и ободки, цветная бумага, альбомные листы, камушки марблс, бельевые прищепки, пластиковый контейнер с небольшими бортиками, игрушки размером 10-12 см.

Ход проведения:

I. Организационная часть.

Вступительное слово психолога.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вновь видеть вас! Начать наше сегодняшнее взаимодействие мне бы хотелось стихотворением собственного сочинения, на мой взгляд, оно ярко отражает цель нашей сегодняшней встречи:

Ребёнок, как цветок.

Родился и растёт.

Все холят да лелеют

И от него балдеют.

Но будет тогда прок,

Когда возьмем мы в толк,

Его нужно любить

И правильно растить.

С ним надо поиграть,

И книжку почитать.

Без гаджетов растить,

Здоровым, смелым быть.

И вырастит тогда,

Родителю хвала!

Семейный досуг-это уникальный шанс для родителей узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его.

Мы с вами попробуем взглянуть на воспитание и развитие детей, с другой стороны. Разберёмся почему современные игрушки и гаджеты порой помешают воспитанию и развитию детей. Познакомимся с простыми играми для семейного досуга, которые отвлекут вашего ребенка от гаджетов и игрушек. Всё, во что мы сегодня с вами будем играть очень интересно вашим детям, проверено мною лично, но играть с родителями в предложенные мной сегодня игры вашим детям будет намного интереснее.

Тема мастер-класса выбрана не случайно, это на сегодняшний день реальная проблема провести досуг со своим ребёнком с пользой.

Каждый родитель мечтает вырастить воспитанного, развитого и здорового ребенка. Для этого необходимо постоянно поддерживать интерес ребёнка, совместно придумывать новые игры. И сегодня я вам это покажу наглядно.

Психолог: Вы готовы? (Ответы родителей). Начинаем.

II. Теоретическая часть.

Информационный блок по теме мастер класса.

Очень часто семья не знает, как организовать семейный досуг. Часто родители впустую тратят своё свободное время, сами сидя часами за телефонами и компьютерами. Это время бесценно, распоряжаться им нужно с пользой. Тогда ваш ребёнок вырастет воспитанным, развитым, но и самое главное - счастливым.

Поговорим о современных игрушках и гаджетах. Детей 5-7 лет сегодня невозможно представить без гаджетов и игрушек нового поколения. Современные игрушки яркие, привлекающие внимание, но в большинстве своём, не несут никакой пользы для детей. Они могут быть не только опасными для физического здоровья ребенка, но самое главное, психического, вызывать у детей расстройства психики и делать их злыми, агрессивными. Прежде, чем купить очередную игрушку, задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш ребенок? Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. На родителей ложится повышенная ответственность по выбору средств для игры.

Ну а что гаджеты? Сегодня дети с пелёнок умело с ними обращаются. Если ещё десятилетие назад, к примеру, в автобусе или в гостях детей успокаивали просто, отвлекая их внимание на что-то иное, сейчас практически каждый родитель дает в этих случаях свой телефон. Не хочешь видеть слёз ребёнка, дай ему гаджет. Родители спокойны, а дети довольны. При этом, родители хвастаются достижениями ребёнка в ПК индустрии, мол какой маленький, а всё соображает. Вы должны помнить, что в такой игре ребенок только пассивный зритель, который лишь наблюдает за тем, что происходит, по большому счету ничего не делает.

Как и у каждого явления, у современного бума игрушек и гаджетов есть явные плюсы и минусы. Они действительно могут навредить и физическому, и психологическому здоровью ребенка, если ими злоупотреблять, покупать в больших количествах, или использовать без надобности.

Многие родители замечают, что современные дети из-за увлеченности гаджетами перестают играть в обычные детские игры. Однако, есть способы, с помощью которых можно заинтересовать ребенка:

- играйте в сюжетно-ролевые игры;

- покупайте всегда только ту игрушку, которая побуждает к творчеству, действию, движению;

- выбирайте тематические игрушки;

- выбирайте полимодальные игры;

- играйте больше в подвижные и настольные игры;

- проводите больше времени с детьми, общайтесь, разговаривайте с ними, отвечайте на вопросы.

III. Практическая часть.

Психолог. Ну а сейчас, уважаемые родители, мы с вами немного поиграем. Мы немножко поиграем, для начала снимем эмоциональное напряжение и настроимся на совместную работу.

Упражнение «Вопрос-ответ»

Психолог. Давайте попробуем ответить на некоторые вопросы по теме мастер-класса.

Вопросы (Ответы родителей)

1. В какую игру играли недавно с ребенком?

2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия?

3. В какие игры чаще всего играет ваш ребенок?

4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5. Какие игрушки любимые у ребенка?

6. Вы прибывали когда-нибудь создавать с ребенком игры своими руками из подручных средств?

Психолог. Мы пришли к выводу о том, что не всегда хочется играть со своим ребенком; чаще игрушки покупаете те, что просит ребенок; всей семьёй играете очень редко. Я, предлагаю вам поиграть в игры, которые легко могут заменить современные игрушки и гаджеты. Интересны они тем, что не требуют денежных затрат, доступны абсолютно всем, создать можно совместно с ребёнком. Вы наверняка играли во что-то подобное сами, как известно, нет ничего нового кроме как хорошо забытого старого. Дети с удовольствием изготовят их вместе с вами, а потом и сыграют. Играть в них можно бесконечно додумывая разные варианты игры. Желательно чтобы во время семейного досуга вы использовали полимодальные игры, чтобы ребенок использовал все каналы приема и переработки информации.

Предлагаю вашему вниманию игры, которые не требуют больших финансовых затрат, можно сделать самостоятельно, чем мы сейчас и займёмся, их основные задачи:

- развить сенсомоторные навыки,

- развить мелкую моторику,

- развить познавательные и конструктивные способности,

- развить индивидуальность и творческий потенциал,

- сформировать коммуникативные способности.

Игры для развития межполушарного взаимодействия.

1. Рисование двумя руками одновременно (дом, кошка и т.д.).

2. Выложи по образцу двумя руками одновременно, используя камушки марблс (цветок, елочку и т.п.).

3. Построй забор для питомца двумя руками, одновременно из прищепок.

Игра «Оригами».

Родителям предлагается сделать из бумаги, кошку, собаку, лису под руководством психолога. Затем придумать интересную историю с данными персонажами или сказку. Дома можно из игрушек оригами делать целое театральное представление.

Игра «Нарисуй корову»

Родитель рисует любую несложную картинку (корову, кошку, домик и т.п.) и передает ее другому взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Предыдущий игрок должен заметить, что изменилось на рисунке. Затем все могут поменяться ролями.

Игра «Отгадай, что в коробке?»

В картонной коробке проделываются отверстия для рук. Психолог кладёт в коробку, предмет, который не виден родителю. Задача игроков узнать по тактильным ощущениям предмет, предварительно описав его.

Игра «Угадай - кто я? что я?»

На головы всем родителям психолог надевает ободки с картинками. Тот, у кого на голове картинка должен задавать наводящие вопросы, чтобы в результате понять кто он. Дома можно самим рисовать картинки и также угадывать.

IV. Заключительная часть

Психолог. Закончить нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось всем известной притчей, внимание на экран (видео-притча «Всё в твоих руках»):

Давным -давно жил один великий известный мудрец. Люди ходили к нему за толковыми советами, слава о нем разнеслась и за пределы его города. Как-то раз завистник придумал как мудреца сбить с толку. Словил он бабочку и держа меж сомкнутых ладоней, пошел к мудрецу с хитрыми мыслями. «Приду я к мудрецу, да и спрошу: ответь, как думаешь, бабочка у меня в руках- живая или мертвая? Когда мудрый ответит мертвая, тогда я открою ладони, и бабочка улетит, если он произнесет «живая», я сожму ладони, и бабочка умрет. И тогда все узнают, кто из нас умнее». И так завистник спросил у мудреца: «Ответь мне, какая бабочка в моих в руках- живая или мертвая?» На что мудрец ответил: «Всё в твоих руках».

Психолог. Всё в ваших руках дорогие родители! Играйте вместе со своими детьми в любое свободное от домашних хлопот время. Игра, это не только прекрасный источник укрепления физического и духовного здоровья, но и средство укрепления эмоционального самочувствия ребёнка. Познавайте и открывайте что-то новое в нашем мире вместе с ребёнком!
Играйте вместе со своими детьми, не бойтесь казаться смешными. Уделяйте своим детям больше внимания, больше проводите время вместе. Спасибо за внимание.

Всё сделанное на мастер-классе руками родителей остается у них, по окончанию встречи заполняются анкеты и раздаются буклеты-памятки по теме мастер-класса.



Обратная связь, анкета для родителей (заполняется после мастер-класса)

1.Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречей? (нужное подчеркнуть)

- полностью удовлетворен

- частично

- неудовлетворен

2.Что произвело наибольшее впечатление?

3. Что не понравилось?

5.Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?

6.Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече?

7.Ваши предложения и пожелания?

Список литературы:

1. Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 218 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, 2016. -304 с.

3. Мадлен Дени Телевизор и видеоигры. Верная дозировка и правила применения.- М.: Клевер-Медиа-Групп, 2016.-96 с.