Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf
Цель: повысить профессиональную компетентность воспитателей в области сенсорной интеграции детей дошкольного возраста.
Ход практикума:
I. Вводная часть
Упражнение на активизацию вынимания.
- Что бы мы с вами настроились на рабочий лад и привели наш мозг в рабочее состояние мы с вами выполним упражнение, которое называется «Покажи…».
Инструкция: Я буду назвать части тела – голова, руки, ноги. Надо будет показать эти части тела, но с запозданием. Например, говорю голова, а Вы ничего не показываете, я говорю Руки, а Вы показываете голову и т.д.
II. Теоретическая часть
Тема нашего практикума «Разбалансированный ребенок или сенсорная интеграция».
Что же такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств.
Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Простыми словами, сенсорная интеграция – это организация сенсорной информации для построения адаптивного ответа.
Родоначальница сенсорной интеграции – американская исследовательница и терапевт Джин Айрес - проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений:
– вестибулярная система = система поддержания равновесия;
– тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция;
– проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения. Это основные сенсорные системы.
Слух, обоняние, зрение – то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития.
Функции, связанные с сенсорной интеграцией (взаимодействием всех органов чувств), развиваются в естественном порядке, и у большинства детей их развитие идет в определенной последовательности. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, но большинство из них идут по одному и тому же пути. Значительное отклонение от обычной последовательности развития сенсорной интеграции приводит к появлению проблем в разных сферах жизни, например:
– не происходит формирование навыков самообслуживания обычным путем;
– возникают сопротивление и агрессия;
– отказ от общения.
Дети с нарушением сенсорной интеграции могут иметь трудности с восприятием зрительных, звуковых, тактильных, и двигательных ощущений. Они могут прийти в замешательство от яркого света, громкого шума или от неожиданного прикосновения или движения. У них также могут быть проблемы с контролем, управлением и умением эффективно пользоваться своими мышцами.
Для успешного развития ребенку необходимо получать достаточное количество сенсорной стимуляции. Чаще этот процесс проходит естественно в соответствии с возрастными изменениями человека. Если процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными. Это влияет на формирование процессов обучения, физическое, эмоциональное развитие и поведение.
Признаки нарушения сенсорной интеграции:
- ребенок путает право – лево, верх – низ;
- меняет руки при выполнении задания, хотя ему уже больше 5 лет;
- плохо справляется там, где задействованы обе руки и обе стороны тела;
- не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
- поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
- не может удержать взгляд на предмете;
- постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
- часто падает, неловок в спортивных играх, демонстрирует резкие и неритмичные движения;
- выглядит неорганизованным;
- закрывает уши от громких звуков; отдергивает руку от прикосновений;
- не любит играть с детьми, старается быть один;
- нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции делятся на категории согласно нашим чувствам: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, проприоцепция, координация.
III.
Практическая часть.
Проведем небольшой эксперимент:
Встаньте посреди комнаты на одну ногу. Другую поднимите и согните в колене. Вытяните вперед руки. Восстановите равновесие в этой позе, а восстановив – закройте глаза, и вы поймете, какое влияние оказывает зрение на вашу способность удерживать равновесие. Попробуйте проделать то же самое, поменяв ноги.
Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве в самой тесной связи со зрением и системой, оценивающей положение в суставах, напряжение мышц, сухожилий и связок. Разумеется, в этом процессе задействованы и все прочие органы чувств.
Давайте немного поиграем (игры на развитие сенсорных систем).
«В обруче»
Цель игры: развитие координации движений, тренировка равновесия, соблюдения скорости передвижения, обучение работе в паре.
Подготовка к игре: игроки делятся на пары. Один участник встает в обруч, второй становится напротив него и держит в руке веревку, к которой привязан обруч.
Правила безопасности: взрослому необходимо контролировать передвижения детей, чтобы избежать падения играющих.
Содержание: Ребенок, держащий в руке веревку, начинает потихоньку движение обруча. Задача игрока, стоящего в обруче, передвигаться так, чтобы не выскочить за пределы обруча, не наталкиваться на границы обруча и добраться до конечной «точки», которую обозначили начале игры.
«Подбрось, поймай и передай»
Цель игры: развитие координации движений, умения работать в команде.
Материал: ткань, воздушный шар.
Подготовка к игре: дети встают в пары, располагаются друг на против друга, берут за уголки ткань, педагог в середину ткани кладет воздушный шар.
Правила безопасности: подстраховка со стороны взрослого. По ходу движения ребенка не должно быть препятствий.
Содержание:
Вариант 1. По сигналу педагога «начинай» дети подбрасывают воздушный шар с помощью ткани вверх и ловят его. Пара считает, сколько раз сумеет поймать воздушный шар и не уронить его.
Вариант 2. По мере возможностей детей берем ткань большего размера, количество детей увеличивается. Задача детей согласовать действия, по сигналу педагога «начинай» подбросить воздушный шар вверх и поймать его.
Вариант 3. Одна пара подбрасывает воздушный шар, другая пара старается поймать и передать следующей паре.
«Балансир»
Цель: укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством упражнений и подвижных игр с использованием нестандартного физкультурного оборудования.
Ход игры: встать на круг с основанием, руками удерживать равновесие.
Давайте еще раз перечислим все сенсорные системы:
- Вестибулярная (чувство движения; состояние равновесия, изменение положения тела в пространстве);
- Тактильная (информация, полученная через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения, и даже от волосков на коже);
- Проприоцептивная (информация, полученная от мышц и суставов положения тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции);
- Слуховая (информация от звукового окружения; способность правильно воспринимать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию);
- Зрительная (способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на то, что мы видим). Это самый мощный источник информации о внешнем мире;
- Вкусовая (информация о вкусе);
- Обонятельная (информация о запахе).
Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь между сенсорными системами или несколько выпадает. В рекомендованной литературе вы найдете практические рекомендации по организации педагогической работы с детьми с нарушениями сенсорной интеграции.
IV. Рефлексия.
Что понравилось, какие полученные знания могли бы применить на практике? Что не понравилось. Предложения по теме следующего практикума.
Список рекомендуемой литературы:1.
Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. - М.:Теревинф, 2009.
2. Дети и сенсорная интеграция: сборник методических рекомендаций/авторы-составители к.п.н. Т.А. Пескишева, педагог-психолог О.Н. Беляева – Череповец, 2019.
3. Крановиц Кэрол Сток. Разбалансированный ребенок. – Издательство «Редактор», СПб., 2012
4. Улла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010.
Цель: повысить профессиональную компетентность воспитателей в области сенсорной интеграции детей дошкольного возраста.
Ход практикума:
I. Вводная часть
Упражнение на активизацию вынимания.
- Что бы мы с вами настроились на рабочий лад и привели наш мозг в рабочее состояние мы с вами выполним упражнение, которое называется «Покажи…».
Инструкция: Я буду назвать части тела – голова, руки, ноги. Надо будет показать эти части тела, но с запозданием. Например, говорю голова, а Вы ничего не показываете, я говорю Руки, а Вы показываете голову и т.д.
II. Теоретическая часть
Тема нашего практикума «Разбалансированный ребенок или сенсорная интеграция».
Что же такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств.
Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Простыми словами, сенсорная интеграция – это организация сенсорной информации для построения адаптивного ответа.
Родоначальница сенсорной интеграции – американская исследовательница и терапевт Джин Айрес - проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений:
– вестибулярная система = система поддержания равновесия;
– тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция;
– проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения. Это основные сенсорные системы.
Слух, обоняние, зрение – то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития.
Функции, связанные с сенсорной интеграцией (взаимодействием всех органов чувств), развиваются в естественном порядке, и у большинства детей их развитие идет в определенной последовательности. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, но большинство из них идут по одному и тому же пути. Значительное отклонение от обычной последовательности развития сенсорной интеграции приводит к появлению проблем в разных сферах жизни, например:
– не происходит формирование навыков самообслуживания обычным путем;
– возникают сопротивление и агрессия;
– отказ от общения.
Дети с нарушением сенсорной интеграции могут иметь трудности с восприятием зрительных, звуковых, тактильных, и двигательных ощущений. Они могут прийти в замешательство от яркого света, громкого шума или от неожиданного прикосновения или движения. У них также могут быть проблемы с контролем, управлением и умением эффективно пользоваться своими мышцами.
Для успешного развития ребенку необходимо получать достаточное количество сенсорной стимуляции. Чаще этот процесс проходит естественно в соответствии с возрастными изменениями человека. Если процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными. Это влияет на формирование процессов обучения, физическое, эмоциональное развитие и поведение.
Признаки нарушения сенсорной интеграции:
- ребенок путает право – лево, верх – низ;
- меняет руки при выполнении задания, хотя ему уже больше 5 лет;
- плохо справляется там, где задействованы обе руки и обе стороны тела;
- не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
- поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
- не может удержать взгляд на предмете;
- постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
- часто падает, неловок в спортивных играх, демонстрирует резкие и неритмичные движения;
- выглядит неорганизованным;
- закрывает уши от громких звуков; отдергивает руку от прикосновений;
- не любит играть с детьми, старается быть один;
- нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции делятся на категории согласно нашим чувствам: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, проприоцепция, координация.
III.
Практическая часть.
Проведем небольшой эксперимент:
Встаньте посреди комнаты на одну ногу. Другую поднимите и согните в колене. Вытяните вперед руки. Восстановите равновесие в этой позе, а восстановив – закройте глаза, и вы поймете, какое влияние оказывает зрение на вашу способность удерживать равновесие. Попробуйте проделать то же самое, поменяв ноги.
Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве в самой тесной связи со зрением и системой, оценивающей положение в суставах, напряжение мышц, сухожилий и связок. Разумеется, в этом процессе задействованы и все прочие органы чувств.
Давайте немного поиграем (игры на развитие сенсорных систем).
«В обруче»
Цель игры: развитие координации движений, тренировка равновесия, соблюдения скорости передвижения, обучение работе в паре.
Подготовка к игре: игроки делятся на пары. Один участник встает в обруч, второй становится напротив него и держит в руке веревку, к которой привязан обруч.
Правила безопасности: взрослому необходимо контролировать передвижения детей, чтобы избежать падения играющих.
Содержание: Ребенок, держащий в руке веревку, начинает потихоньку движение обруча. Задача игрока, стоящего в обруче, передвигаться так, чтобы не выскочить за пределы обруча, не наталкиваться на границы обруча и добраться до конечной «точки», которую обозначили начале игры.
«Подбрось, поймай и передай»
Цель игры: развитие координации движений, умения работать в команде.
Материал: ткань, воздушный шар.
Подготовка к игре: дети встают в пары, располагаются друг на против друга, берут за уголки ткань, педагог в середину ткани кладет воздушный шар.
Правила безопасности: подстраховка со стороны взрослого. По ходу движения ребенка не должно быть препятствий.
Содержание:
Вариант 1. По сигналу педагога «начинай» дети подбрасывают воздушный шар с помощью ткани вверх и ловят его. Пара считает, сколько раз сумеет поймать воздушный шар и не уронить его.
Вариант 2. По мере возможностей детей берем ткань большего размера, количество детей увеличивается. Задача детей согласовать действия, по сигналу педагога «начинай» подбросить воздушный шар вверх и поймать его.
Вариант 3. Одна пара подбрасывает воздушный шар, другая пара старается поймать и передать следующей паре.
«Балансир»
Цель: укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством упражнений и подвижных игр с использованием нестандартного физкультурного оборудования.
Ход игры: встать на круг с основанием, руками удерживать равновесие.
Давайте еще раз перечислим все сенсорные системы:
- Вестибулярная (чувство движения; состояние равновесия, изменение положения тела в пространстве);
- Тактильная (информация, полученная через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения, и даже от волосков на коже);
- Проприоцептивная (информация, полученная от мышц и суставов положения тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции);
- Слуховая (информация от звукового окружения; способность правильно воспринимать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию);
- Зрительная (способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на то, что мы видим). Это самый мощный источник информации о внешнем мире;
- Вкусовая (информация о вкусе);
- Обонятельная (информация о запахе).
Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь между сенсорными системами или несколько выпадает. В рекомендованной литературе вы найдете практические рекомендации по организации педагогической работы с детьми с нарушениями сенсорной интеграции.
IV. Рефлексия.
Что понравилось, какие полученные знания могли бы применить на практике? Что не понравилось. Предложения по теме следующего практикума.
Список рекомендуемой литературы:1.
Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. - М.:Теревинф, 2009.
2. Дети и сенсорная интеграция: сборник методических рекомендаций/авторы-составители к.п.н. Т.А. Пескишева, педагог-психолог О.Н. Беляева – Череповец, 2019.
3. Крановиц Кэрол Сток. Разбалансированный ребенок. – Издательство «Редактор», СПб., 2012
4. Улла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010.