2023 2022
1 (219) 2023

Афанасьева М.А., Абдухаирова О.В. ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ «РАЗБАЛАНСИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК, ИЛИ СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf

Цель: повысить профессиональную компетентность воспитателей в области сенсорной интеграции детей дошкольного возраста.

Ход практикума:

I. Вводная часть

Упражнение на активизацию вынимания.

- Что бы мы с вами настроились на рабочий лад и привели наш мозг в рабочее состояние мы с вами выполним упражнение, которое называется «Покажи…».

Инструкция: Я буду назвать части тела – голова, руки, ноги. Надо будет показать эти части тела, но с запозданием. Например, говорю голова, а Вы ничего не показываете, я говорю Руки, а Вы показываете голову и т.д.

II. Теоретическая часть

Тема нашего практикума «Разбалансированный ребенок или сенсорная интеграция».

Что же такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграцияэто взаимодействие всех органов чувств.

Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Простыми словами, сенсорная интеграция – это организация сенсорной информации для построения адаптивного ответа.

Родоначальница сенсорной интеграции – американская исследовательница и терапевт Джин Айрес - проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений:

– вестибулярная система = система поддержания равновесия;

– тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция;

проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения. Это основные сенсорные системы.

Слух, обоняние, зрение – то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития.

Функции, связанные с сенсорной интеграцией (взаимодействием всех органов чувств), развиваются в естественном порядке, и у большинства детей их развитие идет в определенной последовательности. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, но большинство из них идут по одному и тому же пути. Значительное отклонение от обычной последовательности развития сенсорной интеграции приводит к появлению проблем в разных сферах жизни, например:

– не происходит формирование навыков самообслуживания обычным путем;

– возникают сопротивление и агрессия;

– отказ от общения.

Дети с нарушением сенсорной интеграции могут иметь трудности с восприятием зрительных, звуковых, тактильных, и двигательных ощущений. Они могут прийти в замешательство от яркого света, громкого шума или от неожиданного прикосновения или движения. У них также могут быть проблемы с контролем, управлением и умением эффективно пользоваться своими мышцами.

Для успешного развития ребенку необходимо получать достаточное количество сенсорной стимуляции. Чаще этот процесс проходит естественно в соответствии с возрастными изменениями человека. Если процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными. Это влияет на формирование процессов обучения, физическое, эмоциональное развитие и поведение.

Признаки нарушения сенсорной интеграции:

- ребенок путает право – лево, верх – низ;

- меняет руки при выполнении задания, хотя ему уже больше 5 лет;

- плохо справляется там, где задействованы обе руки и обе стороны тела;

- не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;

- поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;

- не может удержать взгляд на предмете;

- постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;

- часто падает, неловок в спортивных играх, демонстрирует резкие и неритмичные движения;

- выглядит неорганизованным;

- закрывает уши от громких звуков; отдергивает руку от прикосновений;

- не любит играть с детьми, старается быть один;

- нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции делятся на категории согласно нашим чувствам: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, проприоцепция, координация.

III.
Практическая часть.

Проведем небольшой эксперимент:

Встаньте посреди комнаты на одну ногу. Другую поднимите и согните в колене. Вытяните вперед руки. Восстановите равновесие в этой позе, а восстановив – закройте глаза, и вы поймете, какое влияние оказывает зрение на вашу способность удерживать равновесие. Попробуйте проделать то же самое, поменяв ноги.

Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве в самой тесной связи со зрением и системой, оценивающей положение в суставах, напряжение мышц, сухожилий и связок. Разумеется, в этом процессе задействованы и все прочие органы чувств.

Давайте немного поиграем (игры на развитие сенсорных систем).

«В обруче»

Цель игры: развитие координации движений, тренировка равновесия, соблюдения скорости передвижения, обучение работе в паре.

Подготовка к игре: игроки делятся на пары. Один участник встает в обруч, второй становится напротив него и держит в руке веревку, к которой привязан обруч.

Правила безопасности: взрослому необходимо контролировать передвижения детей, чтобы избежать падения играющих.

Содержание: Ребенок, держащий в руке веревку, начинает потихоньку движение обруча. Задача игрока, стоящего в обруче, передвигаться так, чтобы не выскочить за пределы обруча, не наталкиваться на границы обруча и добраться до конечной «точки», которую обозначили начале игры.

«Подбрось, поймай и передай»

Цель игры: развитие координации движений, умения работать в команде.

Материал: ткань, воздушный шар.

Подготовка к игре: дети встают в пары, располагаются друг на против друга, берут за уголки ткань, педагог в середину ткани кладет воздушный шар.

Правила безопасности: подстраховка со стороны взрослого. По ходу движения ребенка не должно быть препятствий.

Содержание:

Вариант 1. По сигналу педагога «начинай» дети подбрасывают воздушный шар с помощью ткани вверх и ловят его. Пара считает, сколько раз сумеет поймать воздушный шар и не уронить его.

Вариант 2. По мере возможностей детей берем ткань большего размера, количество детей увеличивается. Задача детей согласовать действия, по сигналу педагога «начинай» подбросить воздушный шар вверх и поймать его.

Вариант 3. Одна пара подбрасывает воздушный шар, другая пара старается поймать и передать следующей паре.

«Балансир»

Цель: укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством упражнений и подвижных игр с использованием нестандартного физкультурного оборудования.

Ход игры: встать на круг с основанием, руками удерживать равновесие.

Давайте еще раз перечислим все сенсорные системы:

- Вестибулярная (чувство движения; состояние равновесия, изменение положения тела в пространстве);

- Тактильная (информация, полученная через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения, и даже от волосков на коже);

- Проприоцептивная (информация, полученная от мышц и суставов положения тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции);

- Слуховая (информация от звукового окружения; способность правильно воспринимать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию);

- Зрительная (способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на то, что мы видим). Это самый мощный источник информации о внешнем мире;

- Вкусовая (информация о вкусе);

- Обонятельная (информация о запахе).

Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь между сенсорными системами или несколько выпадает. В рекомендованной литературе вы найдете практические рекомендации по организации педагогической работы с детьми с нарушениями сенсорной интеграции.

IV. Рефлексия.

Что понравилось, какие полученные знания могли бы применить на практике? Что не понравилось. Предложения по теме следующего практикума.

Список рекомендуемой литературы:1.
Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. - М.:Теревинф, 2009.

2. Дети и сенсорная интеграция: сборник методических рекомендаций/авторы-составители к.п.н. Т.А. Пескишева, педагог-психолог О.Н. Беляева – Череповец, 2019.

3. Крановиц Кэрол Сток. Разбалансированный ребенок. – Издательство «Редактор», СПб., 2012

4. Улла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010.