2023 2022
1 (219) 2023

Прозорова А.В. ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-9.pdf

Аннотация. Автор статьи теоретически обосновывает возможность использования интерактивных дидактических игр для решения задач формирования элементарных математических представлений в ДОО. Приводятся примеры конкретных интерактивных дидактических игр по каждому направлению математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: интерактивная дидактическая игра, старший дошкольный возраст, формирование элементарных математических представлений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования уделяется значительное внимание познавательному развитию ребёнка, которое предполагает «формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, числе, части и целом, пространстве и времени и др.) » [4]. Перечисленные представления усваиваются в процессе математического развития.

Процесс формирования математических представлений дошкольников тесно связан с ведущим видом деятельности – игрой. Дидактические игры регулярно используются на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. В игровой форме дошкольники овладевают знаниями из области математики, учатся считать и выполнять различные действия, усваивают простейшие математические понятия.

В современных условиях цифровизации образования, для проведения занятий педагоги дошкольного образования осваивают новые технологии. В частности, большое значение приобретают интерактивные дидактические игры. Интерактивная дидактическая игра – это современный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. В интерактивной дидактической игре неизменной остаётся сущность и структура (дидактическая и игровая задача, игровое действие, правила игры и результат), при этом видоизменяется внешнее воплощение игры: используется интерактивная доска или компьютер, специальные продукты (презентации, обучающие программы, тренажёры), игра становится динамичной, яркой, наглядной [3].

Интерактивная доска – это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор [3]. Интерактивная доска может быть использована как экран для демонстрации изображений с возможностью выполнения различных действий (наиболее предпочтительный вариант для ДОО), или как маркерная доска, на которой с помощью мыши или стилуса можно рисовать и печатать. Занятия с применением интерактивной вызывают интерес у дошкольников, создают новые впечатления, вызывают позитивные эмоции [1]. Работать с интерактивной доской можно при фронтальной, групповой и индивидуальной организации занятий; с её помощью можно организовывать различные виды дидактических игр, а также викторин, квестов-путешествий, сюжетных игр и т.д.

Интерактивные дидактические игры можно использовать для закрепления сенсорных представлений дошкольников. Например, в интерактивной дидактической игре «Подбери по форме» дошкольникам предлагается большое изображение с геометрической фигурой (эталоном формы), а вокруг располагаются предметы разной формы. Перед дошкольниками ставится следующая игровая задача: найти предметы такой же формы, перетащить их на большую фигуру. В том случае, если предмет выбран правильно, фигура исчезнет, а если предмет выбран неправильно, то он вернётся на место. Таким образом, дошкольник сразу увидит верность своего выбора. При подготовке такой интерактивной дидактической игры можно заготовить такое количество предметов, чтобы поиграть мог каждый воспитанник. В качестве эталона формы могут быть выбраны самые разные фигуры или могут быть добавлены такие параметры, как цвет и величина.

Интерактивные дидактические игры могут быть использованы для ознакомления с количественным и порядковым счётом, с составом числа. Например, в интерактивной дидактической игре «Посчитай конфеты» дошкольникам предлагается изображение нескольких конфет и даётся задание построить их в ряд и сосчитать. В зависимости от уровня подготовленности дошкольников, перетаскивание конфет может сопровождаться звуковым сопровождением (один, два, три и т.д.), или счёт может выполнять сам ребёнок. Созданный интерактивный тренажёр можно использовать для решения простых задач (Сколько получим, если к двум конфетам прибавим ещё три конфеты?). Для закрепления представлений о визуальном образе цифр можно использовать интерактивные пазлы («Составь цифру»).

Для решения задачи развития представлений о времени также может быть использована интерактивная дидактическая игра. Например, в игре «Четвёртый лишний» дошкольникам предлагается нажать на лишний объект или лишнее название месяца, которые не соответствующие определённому времени года. В игре «12 месяцев» с помощью интерактивной игры можно организовать знакомство с названиями месяцев (по мотивам сказки «12 месяцев» дошкольники видят вступление каждого месяца и запоминают время года), а затем закрепление полученных знаний (например, «Выбери зимние месяцы»).

Формирование пространственных представлений также может быть организовано на основе интерактивных дидактических игр. С помощью интерактивного тренажёра, в котором можно передвигать объекты, можно отрабатывать понятия «выше», «ниже», «правее», «левее», «над», «под», «далеко», «близко» (например, в игре «Весёлые рыбки» можно попросить назвать, где находится рыбка или попросить поместить рыбку в необходимую точку пространства).

Интерактивная дидактическая игра является прекрасным ресурсом для проведения обобщающих, итоговых занятий. В качестве тематического лейтмотива может быть выбрана любая знакомая сказка, мультипликационный герой или сюжет путешествия. Далее дошкольникам предлагаются различные задания, к примеру: помочь Красной шапочке посчитать количество пирожков и нажать изображение соответствующей цифры; затем помочь Красной шапочке сделать бусы для бабушки (продолжить узор из бусин в той же последовательности); помочь охотнику и составить топор из геометрических фигур и т.д. В данном случае работа с интерактивной доской или компьютером трансформирует процесс повторения математического материала в увлекательное путешествие, занимательное занятие.

Таким образом, интерактивные дидактические игры имеют большое значение для развития элементарных математических представлений, а именно для формирования количественных, пространственных и временных представлений, вычислительных навыков и умений, измерениях и моделировании. Дидактические игры, их применение в образовательном процессе способствует повышению эффективности усвоения детьми знаний: благодаря им процесс обучения становятся интересным, привлекательным, облегчается процесс понимания, учение становится ближе для ребенка.

Список использованной литературы:1. Андреева Т.А. Использование дидактических игр и упражнений в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Т.А. Андреева // Преемственность в образовании. – 2021. – №28. – С. 17-21.

2. Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии: учеб. пособие / М.А. Габова. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 534 с.

3. Котова С.А. Исследование формирования вычислительных навыков у старших дошкольников с использованием игр на интерактивной доске / С. А. Котова // Карельский научный журнал. – 2014. – №4. – С. 65-69.

4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования / М.: Просвещение, 2019. – 32 с.