Выпуск № 62 (137) 2021

Зобнина В.О. Педагогические возможности театрализованной игры как средства развития эмоциональной сферы дошкольников

Театрализованное творчество является одним из самых сложных, но одновременно наиболее богатых видов детского творчества, поскольку именно оно «влияет на формирование всех психических процессов дошкольника: эмоциональной сферы, творческого воображения, памяти, творческого мышление, восприятие и т.д». Кроме того, результатом театральной деятельности является не только создание позитивной атмосферы для ребенка, но и коррекция различных отклонений или нарушений личностного развития дошкольника.
Возможности театрализованной игры как средства развития эмоций ребенка определяются тем, театрализованная деятельность ребенка связана с умениями эмоционально и образно, оригинально и целесообразно использовать образные выражения, эмоционально - экспрессивную палитру речи для выражения собственного эмоционально - оценочного отношения воспринятого (оценивать содержание и форму художественного произведения в их единстве: мотивировать, обосновывать собственную позицию).
В процессе общения с образцами духовной культуры ребенок приобретает определенные знания, усваивает практические навыки, овладевает способами самостоятельных творческих действий. Творческие достижения вызывают различные эмоциональные реакции, положительно влияя на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Проявление творческих способностей дошкольников в ходе театрализованной игры характеризуется яркой эмоциональностью, ассоциативностью, эмоционально - эмпатической чувствительностью, эмоциональной памятью, экспрессивностью, целостностью. Эмоционально-творческий отклик передает истинное наслаждение от воспринятого произведения литературного искусства, активное отношение к нему. «Дети способны не только понимать чувства автора, но и указывать, с помощью каких изобразительных средств ему удалось передать соответствующий эмоциональный настрой».
Устойчивое положительное отношение к театрализованной деятельности обеспечивает игра.
В процессе театрализованной деятельности старшие дошкольники характеризуют изображаемых сказочных героев собственными чертами характера, собственными переживаниями и ощущениями; дополняют известный сказочный сюжет элементами личного жизненного опыта.
Н.С.Карпинская, рассматривая игру-драматизацию в качестве средства развития эмоциональной сферы ребенка, указывает на сходство и различия игровой драматизации и сюжетно-ролевые игры. «И в той и другой играющие берут на себя определенные роли и действуют в соответствии с тем, как развертывается содержание игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях – впечатления от литературного произведения, отражая жизнь в художественных образах. В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается. В драматизации очень важен качественный результат деятельности».
Интерес детей к качеству в ряде исследований, в научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в играх-драматизациях.
Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация – деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения её способностей, умений, навыков.
Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ее родством с театром. «В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме», - так писал об этом отечественный психолог Б. М. Теплов. Синтетический характер театрального искусства закономерным образом переносится в игру-драматизацию дошкольников. В связи с этим игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания.
Исследователями Гогоберидзе А. Г. и Солнцевой О.В. была предпринята попытка классификации игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. «С опорой на предложенную классификацию разработаны следующие характеристики данных позиций в игре-драматизации».
«Ребенок – «режиссер» - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
Ребенок – «актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
Ребенок – «зритель» - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
Ребенок-“декоратор” - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита».
Действия, производимые детьми в театрализованной игре, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. «Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их - движениях, мимике, интонациях», что, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. «Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения», дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького малыша к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:
·                                  имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
·                                  имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);
·                                  включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-“режиссер”, ребенок -“актер”, ребенок -“зритель”, ребенок -“оформитель”“декоратор” спектакля).
Игра - драматизация или спонтанная, свободная творческая постановка никогда не могут быть искусственно представленными в деятельности ребенка, поскольку они всегда отражают свое отношение к миру и воспринимают отношения «взрослый–ребенок» каждый по-своему.
Старший дошкольник, который направляет свой ​​«творческий взгляд» на мир, не может ограничивать свое воображение и фантазию определенными «границами» ставить их в рамки. И эта неповторимое свойство детского творчества раскрывается в содержании принципа «расширение границ мира», предложенного Корниловой И.Г. Это принцип творческой креативной игры - драматизации, который одним из способов решения проблем сюжета игры содержит познания ребенком законов взаимодействия людей и окружающего мира; ознакомления ребенка с новыми условиям игры, которые позволяют действовать ему самостоятельно и свободно, без использования сформированных взрослыми стереотипов.
По нашему мнению, принцип «расширения границ мира» актуален не только для креативной игры - драматизации, но и даже для театрализованной игры с четким сюжетом, творческими упражнениями и этюдами.
Каждый ребенок творит собственный неповторимый творческий образ именно благодаря частичному наполнению его собственным жизненным опытом и личными переживаниями, поэтому одной из важнейших задач взрослого есть мудрое руководство творческой ситуацией, в которой дошкольнику следует разрешить «расширить границы» собственного мира и продемонстрировать личные эмоции и чувства, в которых отражены «все, что окружает человека, ее субъективное переживание событий и отношение к ним; оценивания окружающей среды: предметов, явлений, событий, людей и самих себя в частности».
Таким образом, индивидуальность детского театрального творчества можно охарактеризовать по трем основным признакам: творческое действие ребенка наивно и непосредственно; творческий замысел и нахождения способов его воплощения носит неповторимый характер, на сюжет творческого действия переносятся собственный жизненный опыт, знания, эмоциональные впечатления ребенка.
Считаем, что данную классификацию можно дополнить и расширить, однако видим в вышеуказанных признаках основные и центральные утверждения, которые могут наиболее полно раскрыть содержание и сущность одной из характеристик детского театрализованного творчества - индивидуальности.
Перейдем к характеристике второй черты детского театрализованного творчества – коммуникации, которую А.П. Панфилов определяет как «специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания».
М.А.Василик коммуникацию понимает как «специфическую форму взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляемое с помощью языка и других знаковых систем».
В словаре психологического лексикона коммуникация – это (от лат. Сommunico - делаю общим, связываю, общаюсь) смысловой аспект социального взаимодействия».
Итак, детское театрализованное творчество имеет коммуникативный характер, и всегда ориентировано на художественное взаимообщение дошкольников между собой.
Коммуникативная театрализованная деятельность старших дошкольников поднимается на качественно новую ступень по сравнению с развитием такой деятельности детей младшего или даже среднего дошкольного возраста. Котырло В.К., Ладывир С.А называют два специфических человеческих свойства, которые формируются в процессе коммуникативной деятельности детей шести лет: рефлексия, когда ребенок оценивает себя с точки зрения других людей; пытается анализировать свои действия, «глядя на себя со стороны», принимает решение, учитывая возможную реакцию на действия партнеров по общению; и антиципация, когда ребенок предусматривает возможные действия и оценки со стороны других; предотвращает ситуацию.
Как видим, коммуникативный характер театрализованной деятельности старших дошкольников еще раз подтверждает то, что данным видом деятельности увлекаются и интересуются именно дети старшего дошкольного возраста. Ведь актерская игра или режиссерская постановка всегда ориентирована на зрителя, всегда предполагает развитие детской рефлексии и антиципации.
Можно выделить еще одну причину, почему театрализованная деятельность является наиболее доступной для детей старшего дошкольного возраста, - обогащение форм и функций детской речи, что, собственно, и обусловлено формированием новых взаимоотношений «ребенок - сверстник», «ребенок - взрослый». Поскольку коммуникация «осуществляется на основе определенных знаковых систем (прежде всего естественного языка) », то театрализованная деятельность старших дошкольников активно развивается в своей коммуникативности.
Так, у детей старшего дошкольного возраста: «происходит обогащение форм и функций устной речи, осуществляется переход от преобладающих диалогов к развернутым высказываниям, которые нередко приобретают форму монолога; происходит обогащение функций внутренней речи (она выполняет функции планирования, угадывание, обдумывание того, что следует сделать, проходит овладения связной и выразительной речью».
Старшие дошкольники могут обосновывать причину выбора той или иной роли, согласовывать действия и игру актеров между собой, активно обсуждать сценографические вопросы и т.п.
Таким образом, основными компонентами, обусловливающими развитие такой черты творчества старших дошкольников, как коммуникация, являются: развитие рефлексии и антиципации и обогащения форм и функций детской речи.
Все особенности и специфику развития детского творчества выучить невозможно, ведь у каждого ребенка свой ​​творческий потенциал, свое творческое видение и восприятие окружающего мира. Творчество каждого дошкольника является оригинальным и неповторимым, а значит, в нем отсутствуют какие-либо ограничения и логические принципы. Здесь уместно привести цитату К.С. Станиславского: «Эта игра (...) прекрасная своей смелой нелогичностью. Ритмична аритмичностью, психологична своим отрицанием обычной общепринятой психологии... Она нарушает все обычные правила, и именно это является хорошим, и именно это является сильным. Повторить этого нельзя. В следующий раз будет что-то совсем другое, но не менее сильнее, и не менее вдохновляющее. (...) актер не является сам себе обладателем. Не он вторит. Создает его природа, а он лишь инструмент, скрипка в ее руках».
Индивидуальное, неповторимое творчество старшего дошкольника, приобретающее черты коммуникации, становится социально значимым и необходимым не только для полноценного развития личности ребенка, но и для развития мирового искусства.
Подробно проанализировав черты детской театрального творчества, попробуем сформулировать основные задачи развития творческого потенциала старших дошкольников и их реализацию в процессе театрализованной деятельности. К ним относятся поощрения старшего дошкольника к:
- демонстрации наивного и непосредственного творческого действия, в частности, к свободному выражению собственного видения роли персонажа, которого он изображает, к созданию и постановке собственного сценария инсценировки и т.д.;
- поиску и нахождению собственных способов воплощения творческого замысла театральной постановки или сценографического оформления инсценировки;
- свободному переносу на сюжет творческого действия и на черты персонажей, разыгрываемых эмоциональных впечатлений, знаний из собственного жизненного опыта;
- применению принципов и приемов рефлексии и антиципации в процессе «театрального общения» группы детей между собой: постановки инсценировки, распределения и разыгрывание ролей, выбора лучших средств для демонстрации театрализованного действа и т.п.;
- обогащению форм и функций собственного вещания при театрализованных упражнений и этюдов на развитие дикции, выразительной речи, постановки сценического голоса и т.д..
Изучение психологии творчества дошкольника в процессе театрализованной деятельности помогает сосредоточить внимание на развитии сферы чувств, эстетических способностях, общения, познавательных процессов ребенка, на развитии творческого потенциала дошкольника в целом и, в частности, через призму театрального искусства.
Проблема развития игровой и театрализованной деятельности дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации и проведении театрализованной деятельности.
Это связано с недостатком учебного времени т.е с общей загруженностью воспитателей.
Недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.
У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности
Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
Занятия театрализованной деятельности не входят в систему организованного обучения детей в дошкольном учебном заведении. «Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую, для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее». Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Театрализованное творчество не является важным звеном в системе учебно - воспитательной работы в современном дошкольном системе воспитания, в которой еще существует недооценка роли воспитания в формировании полноценной, гармоничной личности, не реализуется в полной мере возможности множественного интеллекта детей старшего дошкольного возраста, не созданы необходимые условия формирования комплексных творческих способностей старших дошкольников.
Важным условием работы детских театров как средства формирования ценностных ориентаций является совершенствование содержания их деятельности, который должен быть направлен на раскрытие необходимой для каждой личности системы ценностей и содействие их глубокому усвоению.
Чрезвычайно важной является проблема репертуара, подбор для постановок таких произведений, которые нарушают социально -нравственные, мировоззренческие вопросы, дают возможность включить детей в процесс активного познания и усвоения духовных ценностей. Репертуарные произведения не должны быть развлекательными, а в первую очередь такими, которые заставляют детей думать, анализировать, вырабатывать свою позицию, проектировать собственную жизнедеятельность. Одновременно эти произведения должны быть интересными, доходчивыми, что предполагает их соответствие возрастным психологическим особенностям дошкольников.
Организация театрально-игровой деятельности имеет цель – через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
«Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
1.   как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета)
2.   исполнительское (речевое, двигательное)
3.   оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др)».
Становление компетентности ребенка готовности к игре-драматизации осуществляется при поддержке родителей и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и “включенность” педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а также создавать внешние условия, активизирующие потребность детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию.
Таким образом, возможности театрализованной игры как средства развития эмоций ребенка определяются тем, театрализованная деятельность ребенка связана с умениями эмоционально и образно, оригинально и целесообразно использовать образные выражения, эмоционально - экспрессивную палитру речи для выражения собственного эмоционально - оценочного отношения воспринятого (оценивать содержание и форму художественного произведения в их единстве: мотивировать, обосновывать собственную позицию).
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности детей зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия - индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности - и внешние условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.
Список литературы:
1.       Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. За­нятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.
2.       Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 688 с.
3.       Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика /Н.И. Непомнящая. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 342 с.
4.       Ольшанникова, А.Е. К психологической диагностике эмоциональности / А.Е. Ольшанникова / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1988. - С.246-262.
5.       Петровский, А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стереотип. / А.В. Петровский - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 345.
6.       Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 479 с.
7.       Психология/ Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2001. - 584 с.
8.       Психология эмоций: тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
9.       Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под ред. А.В. Можейко. – М: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
10.   Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа “Театр-творчество-дети”: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ, 2004.