2023 2022
1 (219) 2023

Демиденок О.В. ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой личности»
В.А.Сухомлинский

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д.

Сегодня у большинства современных детей отличается общее моторное отставание. Родители сейчас стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, теплые куртки на молнии, и не надо перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. А еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось многое делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать. К сожаленью, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных руках карандаш.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Так как через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь детей младшего возраста с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Существует много различных способов развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. На мой взгляд, один из самых доступных и интересных способов развития мелкой моторики пальцев рук в младшем дошкольном возрасте это – пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это весёлые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.

Потому что, чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их), тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук.

Исходя из этого, в данной работе представлен комплекс игр и упражнений для работы пальчиков. Совместная деятельность проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Для того, чтобы работа была результативной, в группе была создана развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны нами самостоятельно.

Предметно-развивающая среда включает в себя такие компоненты:

- зона изобразительной деятельности, которая содержит все необходимое для развития руки (различные лекала, трафареты, предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, краски, штамповки и др.)

- зона, где сосредоточены разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый и природный материал, инструменты.

- театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, куклы, сделанные из ниток и других материалов своими руками), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

Учитывая, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений, мы постарались подобрать максимально эффективные методы и средства.

Средства достижения поставленных целей.

1.Массаж и самомассаж кистей рук с использованием чистоговорок и скороговорок (массаж каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; массаж грецкими орехами, шестигранным карандашом, бусами, прищепками, скрепками и пр.)

2.Использование пальчиковых игр по лексическим темам («Расскажи стихи руками»). Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

3.Игры с песком и водой (песочная терапия). Детям показываем, как можно глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. На песке учим рисовать (пальцем или палочкой). Пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, отыскивают в песке спрятанные предметы.

4.Использование продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение). Эти виды деятельности нашли широкое применение не только на занятиях, но и в свободное от них время. Ребенок может взять необходимые для него материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.

5.Шнуровка – дело знакомое еще с младшей группы.

6.С помощью семян и плодов создаем узоры и пейзажи, развиваем творческое воображение.

7.Камушки помогают нам не только развивать координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв.

8.Макароны и крупа – это не только вкусно, но еще и красиво.

Дети могут превратиться в Золушку и разложить в разные кружечки фасоль и горох, которые мы перемешали заранее.

9.Какая модница откажется от украшений, созданных своими руками (нанизывание бусинок, пуговиц и пр).

10.Складывание забавных фигурок, букв из счетных палочек и спичек.

11.Игры в мозаику, пазлы, с конструктором.

12.Игры с болтиками и гайками.

13.Дидактическая игра «Сказка про мишку Топтыжку», помогающая сделать индивидуальную работу с детьми интересной и разнообразной, сочетая в ней разные виды деятельности: артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики, работу над звукопроизношением и связной речью.

14.Работа с бросовым материалом и бумагой (бумагу мнем, рвем, разглаживаем, режем – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей).

15.Игры с прищепками (прищепки превращаются в волшебных птиц, садятся на дерево) помогают не только развивать мелкую моторику, но также закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение.

К работе по развитию моторики необходимо подключать родителей.

Работа с родителями:

- выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук у детей;

- консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры»;

- мастер-класс для родителей «Игры с пальчиками»;

- беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

- родительские собрания: знакомство с проектом «Мир на кончиках пальцев» (сентябрь) и показ итоговой презентации по заданной теме (апрель).

Создав в группе необходимую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности наших детей, получив поддержку и помощь родителей, мы продолжаем добиваться поставленной цели.

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).

Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики рук уделяют повышенное внимание. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают нам добиваться хороших результатов. Эти результаты дают положительную динамику, приводят в гармоничное отношение тело и разум.

Библиографический список:

1.Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2005. - 176с.

2.Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В. В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с

3.Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех/С.О. Ермакова.-М, РИПОЛ КЛАССИК,2007.-256с.

4.Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? картотека тематических пальчиковых игр/сост. Л.Н. Калмыкова- Изд.2-е, испр.-Волгоград: Учитель.247с.

5.Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики». СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010

6.Ткаченко Т.А. с пальчиками играем, речь развиваем.-М: Эксмо.2010.-64с.