Выпуск № 40 (115) 2021

Манаенкова Н.В., Облескова Н.И. Сообщение к презентации «Реализация проекта «Космос – далекий и близкий» для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ»

ИКТ Слайд 2
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”.
К. Циолковский
Актуальность:


Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория, дающая ребенку возможность исследовать ряд вопросов, касающихся мироустройства, познать законы окружающего мира. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания - ощущение и восприятие.
Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои любимых мультфильмов детей. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Поэтому мы решили организовать проект «Космос – далекий и близкий». Мы считаем, что данная методическая разработка позволит сформировать у детей дошкольного возраста целостность картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми), чувство патриотизма, гордости и уважения за свою страну.
Тема проекта: «Космос – далекий и близкий»
Тип проекта: информационно-познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный (с 15 марта – 12 апреля 2021г. один месяц)
Участники проекта: дети старшей группы №2 «Цветочки», воспитатели, родители.
По характеру контактов: детско-родительский, в рамках ДОУ.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
В ходе работы над проектом, мы изучили литературу по данной теме, определили цель и задачи, составили план работы, распределив его на этапы.
ИКТ Слайд 3
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми через проектную деятельность по теме «Космос - далекий и близкий».
Задачи:
• Формировать и расширять представления детей об истории развития космонавтики;
• Формировать первоначальные представления о космосе, солнечной системе, планетах, разнообразие космического пространства и т.д.;
• Формировать знания детей о людях, открывшими человечеству космос;
• Способствовать формированию у детей интереса к космосу и его познанию; пониманию того, что космос «близко», мы встречаемся с ним на каждом шагу;
• Развивать диалогическую речь, расширять лексику;
• Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности; умение импровизировать;
• Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
• Воспитывать уважение к людям, открывшие «окно» в космос;
• Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за страну, толерантное отношение к окружающему миру.
ИКТ Слайд 4
Этапы реализации проекта.
Реализация проекта началась с подготовительного этапа, который включал в себя:
Ø Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Ø Информация родителей о предстоящей деятельности.
Ø 
Изучение учебно-методической литературы по проблеме.
Ø Подборка материала о космосе (презентации, фотографии, иллюстрации, плакаты, художественная литература, стихи, загадки, музыки и т.д.)
Ø Пополнение материалом (иллюстрации и фотографии, интересные факты) папки по лексической теме «Космос»
Ø Подготовить раскраски в соответствии с возрастом и темой для индивидуальной творческой деятельности и коррекционной работы.
ИКТ Слайд 5, 6, 7 (фото)
Когда все материалы были подготовлены, мы перешли к выполнению основного этапа нашего проекта. Его мы начали с бесед с детьми.

Беседа, не только активный метод умственного воспитания, но и эффективный метод активизации словаря, поскольку воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова.
Цель беседы — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные.
Для проекта «Космос – далекий и близкий» мы подготовили несколько бесед: «Что такое космос», «Луна - спутник Земли», «Планеты солнечной системы», «Космос-дорога открытий» (с презентацией). Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления с космосом материала.
В процессе бесед мы использовали вопросы-напоминания, загадывание загадок, чтение отрывков из стихотворений о космосе, чтение художественной литературы, рассматривание фотоиллюстраций по теме, прослушивание песен о космосе.
ИКТ Слайд 8, 9 (фото)
Игра для дошкольника - это ведущая потребность, определяющая развитие ребенка. Игра обладает наибольшими возможностями по сравнению с другими видами деятельности. В процессе игр на тему космоса у детей формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные процессы. Они расширяют детский кругозор, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, развивают интеллект.

Цель игры –это способствовать развитию воображения, учить детей управлять своим поведением, считаться с чужим мнением, быть не только командиром, но и подчиненным, не бояться трудностей, твердо идти к намеченной цели.
При реализации проекта мы использовали различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, подвижные.
Сюжетно-ролевые игры «Космическое путешествие», «Космонавты».
Дидактические игры «Найди пару», «Подбери словечко» «Сложи картинку» «Лабиринт», «Посчитай звезды» (Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными).
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета», «Возвращение в луноход», «Маленькие планеты».
Космическая тематика использовалась в утренней гимнастике: «Я – ракета!», «Зеленые лунатики!» и физкультминутках
ИКТ Сайд 10 (фото)
Мультфильмы – это увлекательное зрелище для детей, неотъемлемое средство их социализации. Они бывают очень полезными и могут стать частью дополнительной коррекционно-развивающей работы с детьми.
Чтобы глубже окунуться в атмосферу космоса, космических путешествий к звездам и галактикам, мы предложили детям некоторые мультипликационные фильмы космической тематики:
«Тайна красной планеты», «Загадочная планета» (1974г.), «Главный звездный», «Тайна третьей планеты» (1981г.), «Возвращение со звезды», «Белка и стрелка». Развивающие мультфильмы: «Изучаем космос», «Земля. Луна. Кометы», «Планеты солнечной системы».
ИКТ Слайд 11 (фото)

Для проведения коррекционной работы во второй половине дня мы подобрали задания для развития мелкой моторики рук. Это выполнение штриховки, прохождение космических лабиринтов, собирание пазлов.
ИКТ Слайд 12, 13, 14 (фото)
Успешно реализовывать проект помогали занятия по продуктивным видам деятельности. Они дают возможность дошкольнику самостоятельно создавать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картин. Эти занятия способствуют развитию воображения, творчества, мускулатуры руки и координации, доставляют детям радость и создают эмоциональный настрой.
Изобразительная деятельность: «Космос» (по замыслу), «Портрет инопланетянина» и «Космические пришельцы» (не традиционные виды рисования).
Лепка: «Космический аппарат»
Аппликация: «Ракета летит к звездам», итоговая коллективная работа – панно «Космическая Вселенная»
Дети с интересом и увлеченностью в игровой и продуктивной деятельности учились передавать свои знания и представления о космических объектах.
ИКТ Слайд 15 (фото)
Наблюдения расширяют кругозор детей, обогащают их мышление множеством конкретных сведений о секретах жизни природы, способствуют развитию познавательной активности детей. Активные действия, включенные в процесс восприятия, обеспечивают развитие познавательных процессов ребенка, способствуют лучшему запоминанию материала.
ИКТ Слайд 16, 17 Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми (фото)
Как бы серьезно не продумывались формы работы с детьми в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Мы старались дать родителям полную информацию о реализации проекта. Были подготовлены консультации для родителей: «Как познакомить дошкольника с космосом?», «Рассказываем детям о Вселенной – развиваем познавательный интерес» и «Что рассказать детям о космосе?».
В целях закрепления пройденного материала и поддержания познавательного интереса дошкольников, попросили родителей провести наблюдения в выходные дни за вечерним небом и звездами со своими детьми.

Привлекали родителей к участию совместно с детьми в творческих конкурсах по данной теме. Родители вместе с детьми создали космические костюмы и шлемы космонавтов из бросового материала. Победители и участники конкурсов получили грамоты и дипломы.
ИКТ Слайд 18 (фото)
3 этап – Итоговый
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность детям экспериментировать, синтезировать полученные знания, обогащать словарный запас, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, тесно общаться.

В результате организованных мероприятий были определены и проведены наиболее эффективные интегрированные виды деятельности по теме «Космос», которые способствовали развитию свободного общения с детьми и взрослыми.
На заключительном этапе реализации проекта «Космос – далекий и близкий» были подведены итоги работы и обозначены достигнутые результаты, организованна выставка творческих работ на тему: «Космос –дорога к звездам» и подготовлена данная презентация.
«… Невозможное стало возможным,
Нам открылись иные миры …»
Таким образом, разработанный и реализованный проект «Космос – далекий и близкий» мы рекомендуем педагогами ДОУ к использованию в своей работе с детьми и родителями.
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
2. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
6. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
7. Почемучка. Под ред. А. Алексина. - Москва, 1992.
8. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007