2023 2022
1 (219) 2023

Садовина Т.А. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ «ЖИВОПИСЬ ШЕРСТЬЮ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества»
В.А. Сухомлинский.
УДК 373.24

Статья знакомит с таким видом продуктивной деятельности дошкольников, как «Живопись шерстью», с техникой работы с шерстью. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций, дополнительного образования, родителям.

Ключевые слова: живопись, шерсть, нетрадиционное рисование, художественно-эстетическое воспитание, оформительская деятельность.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

Создавая в группе предметно-пространственную среду, учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Предлагая детям различные материалы для рисования мне пришла идея, попробовать технику «Живопись шерстью».

Необычные и оригинальные материалы техники «Живопись шерстью» привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно придумать свое сочетание цветов и оттенков, создать образ может ребенок даже не умеющий рисовать. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с шерстью: - способствует снятию детских страхов; - развивает уверенность в своих силах; - развивает пространственное мышление; - учит детей свободно выражать свой замысел; - побуждает детей к творческим поискам и решениям; - учит детей работать с материалом; - развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; - развивает мелкую моторику рук; - развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; - во время работы дети получают эстетическое удовольствие. [5]

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса. И вот то самое – стала техника «Живопись шерстью».

Живопись шерстью это уникальная техника многослойного выкладывания картин на основе, без валяния. Существует большой выбор цветов натуральной шерсти.[6] С ее помощью можно создать настоящие картины – пейзажи, портреты, натюрморты, абстрактные рисунки. Непряденая овечья шерсть различных цветов и оттенков раскладывается слой за слоем на ткань под стекло. Цвета не смешиваются между собой, как краски, а богатую палитру можно получить путём наслоения их друг на друга. Картины из шерсти очень напоминают акварельные, но им не страшны температурные перепады, яркое освещение и влажность.[5]

Для работы не нужны ни краски, ни кисти, ни вода, только шерсть, рамка для фотографий и желание творить!

Техника рисования шерстью позволяет использовать удивительные свойства этого материала, заменяя краски. Приемы в шерстяной акварели очень сходны с используемыми в живописи. Шерсть позволяет делать тонкие цветовые переходы, насыщенные пятна и едва заметную дымку. С первого раза понять, из чего созданы картины не у каждого получится, особенно, если вы никогда не держали в руках теплую и яркую непряденую шерсть. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка – это как мазок кистью. Будто по волшебству создаются объёмные тёплые сюжеты: пейзажи и натюрморты, животные и цветы. Такие работы выглядят как живые и радуют долгие годы! Живопись шерстью подойдет для каждого человека, который чувствует необходимость творить, ищет радостный и спокойный способ отвлечься от рутины и постоянной спешки.[5] Даже начинающий художник, не побоюсь этого определения, сможет создать прекрасную картину и получить приятный арт-терапевтический эффект от шерстяной акварели. А главное, эти работы формируют у детей стремление проявить свое внутреннее «Я», раскрыть в себе еще один родничок творчества. Работая над такими картинами, ребенок учится разным приемам выкладывания шерсти (щипание, вытягивание, скручивание – жгутик), а значит идет развитие мелкой моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев.

Какие же материалы и инструменты необходимы для шерстяной акварели или шерстяной живописи: шерсть, флизелин (куда будет укладываться рисунок), рамка со стеклом по размеру рисунка, ножницы, клей (можно и без него), пинцет, распечатанный рисунок. Вы спросите, как же будет держаться рисунок: все очень просто, шерстяная картина накрывается стеклом, которое защитит от смещения картины и от попадания пыли. - Подготавливаем рамку, вынимаем стекло и откладываем ее. Готовим шерсть нужных цветов для создания картины. - Картонную основу рамки накрываем фланелью и выкладываем фон. Для данной работы мы используем белый фон. Основными методами при выкладывании картин из шерсти являются: вытягивание, щипание, настригание. Пряди вытягиваем широкие, плотные, главное заполнить всю основу, чтобы она не просвечивалась. Пряди можно выкладывать как по диагонали или горизонтально (как удобно).

На каждом новом этапе картины нужно прикладывать стекло, чтобы видеть конечный результат своей работы, выкладываем таким образом, чтобы сформировать примерную композицию.[5] Мотивацией успешности в «шерстяной акварели» является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания. Применяя технику работы с шерстью, можно творить целые картины.

Работы детей могут использоваться в оформлении групп, поздравительных открыток, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям. В конце работы обязательно визуально оцениваем картину – всё ли нравится, подправляем, что не так, а затем накрываем её чистым стеклом. - Вставляем нашу работу в рамку. Обрезаем всю лишнюю шерсть и всё – наша картина готова!

Применяя на практике полученные знания, дети самостоятельно создают оригинальные работы, разрабатывая свои композиции, используя цветовые решения. Это придает их изделиям особый колорит, и самостоятельный творческий опыт венчается успехом. Прилагая в процессе работы фантазию, терпение, упорство, творческое вдохновение, каждое изделие становится уникальным.[1] А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Закончить свою статью хочется словами В.А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Список литературы:

1.Давыдов Г.Н.Нетрадиционные техники рисования в детском саду Часть 1.-М.: «Издательство Скрипторий 2003»- 2007.-С.64

2.Давыдов Г.Н.нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.-М: Издательство Скрипторий 2003,2007.-С.76

3.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО, 2008.-С.96

4.Вальс цветов // Дуплет. Заочная школа рукоделия. – №72, 2007. С.-100

5.Карейд Э. Картины из шерсти / Пер. с англ. Л. П. Яркина – М.: Ниола-Пресс, 2006. 128 с.144

6.Фельт. Кнаке Ж. Мягкие картины своими руками. - 2007.С-32

7.Лыкова И.А. «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».-2013.-С.144

8.Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». -2003. С.-160

9.Казакова Р.Г. «Изобразительная деятельность в детском саду. -2017. С.-128