Байкова М.В. Использование дидактической игры «Геоборд» в работе с дошкольниками
Что такое Геоборд (или математический планшет «Геометрик»?) Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также "Геоконт" Воскобовича и планшет "Геометрик". Математический планшет - это дидактическая игра в виде квадратного поля со столбцами, на которые натягиваются разноцветные резиночки. Игры с геобордом влияют на правильное развитие мелкой моторики ребенка, его логическое и творческое мышление, а также развивают сенсомоторную память, воображение, усидчивость и внимание. Геоборд - поле для исследований и реализации его собственных идей. Данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию. «Геоборт» - игра которую можно сделать самим без затрат, она решает ряд задач: 1. Развитие внимания, памяти и усидчивости. 2. Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов. 3. Развитие воображения и творческих способностей ребенка. 4. Развитие математических способностей и пространственного мышления. 5. Развивает фантазию и творческий потенциал. 6. Развивает речь во время работы со сказками, стихами, загадками. 7. Формирует познавательные способности ребенка во время решения разного вида задач. Работа с «Геобордом» происходит в несколько этапов Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как одевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности. Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и т. д). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты - капает дождик, домик у речки, бабочка над цветком и т. д. Затем добавляются упражнения «оживления фигур» - на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус. Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Но любые схемы – это просто набор идей, которыми не стоит ограничиваться, на помощь придут фантазия, как взрослого, так и ребенка. Затем целесообразна работа по развитию словесного творчества. Дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать. Очень хорошо, когда дети включаются в коллективную работу (каждый иллюстрирует свою часть стихотворения, сказки, а затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение от начала до конца). Как играют дети нашей группы с геобордом? В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей из года в год менялись цели и решаемые в ходе игры задачи. Уникальность игры оказалась в нее многовариантности. Игра используется в непосредственной образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей. Как только появились первые планшеты, детям было предложено свободно исследовать математический планшет, пробововать надевать и снимать резиночки. Обговорили о правилах безопасности. Сначала учились натягивать простые геометрические фигуры, которые можно выполнить одной, двумя резинками. Учились с помощью линий изображать простые предметы и сюжеты, например, зонтик, мячик, солнышко, кораблик, капающий дождик. С помощью трех-четырех резинок изображали домик с трубой или без. А также играли в творческую игру "Дорисую фигуру": на поле изображалась фигура, у которой не доставало одной стороны (квадрат или треугольник), ребенок "дорисовывал" фигуру. Упражнялись «оживлять» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник – в вазу с цветами. Играем игру «Сколько гвоздиков внутри». Дается задание: «нарисовать» резинками фигуру, внутри которой будет один гвоздик или два гвоздика. Дети с удовольствием придумывают самые разные фигурки, внутри которых только один, не занятый резинками гвоздик. Другое задание: придумать фигуру, внутри которой ни одного гвоздика. Вместе решаем «Занимательные задачи». Например, составить 2 равных треугольника с помощью 5 резиночек. (Учимся составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения»). Дети решают, сколько домиков и какого цвета можно разместить на планшете? Он может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу практически. С помощью этой волшебной доски совершенствуем умение сравнивать два предмета по величине, по высоте, по длине и отражать результаты сравнения в речи. Учимся ориентироваться в пространстве: по словесной инструкции дети выкладывают «узор». С увлечением копируют схемы или придумывают сами разные узоры. Интересом соединяют планшеты и составляют коллективные работы. Выкладываем резинками цифры и буквы и считаем, сколько для изображения той или иной буквы или цифры было затрачено резинок. Отгадываем загадки – а отгадки дети «рисуют» резинками на планшете. Сочиняем сказки в картинках. Научились рисовать на планшете с помощью разноцветных резинок и геометрических фигурок какую-либо историю или сказку, а затем рассказывать ее. Очень нравится детям работать в парах. Работая в парах, они общаются, творчески реализовывают свои замыслы, получают эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей. Играя с «Математическим планшетом» ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом или явлением окружающего мира и его абстрактным изображением, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание. Игра предназначена для индивидуальной и групповой работы с детьми 2-ти – 8-ми лет.
Библиографический список 1. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И.«Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. - СПб; ООО РИВ, 2003. 2. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». – М., Просвещение, 1973. 3. Лалаева Р.И., Серебряков Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб; Союз, 2001. 4. Преодоление ОНР у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Н. Филичева. – 2-е изд. перераб. – М., Просвещение, 1990. 5. Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых». - СПб., Союз, 2000.