2023 2022
1 (219) 2023

Автушенко А.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf

Патриотическое воспитание на современном этапе – неотъемлемая часть педагогической деятельности дошкольных учреждений. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.

Существует немало методик и технологий нравственно-патриотического воспитания, но особое внимание в наше технологичное время хотелось бы уделить работе с интерактивными играми. Использование интерактивных игр и пособий в образовательном процессе с дошкольниками является непременным условием для успешного освоения изучаемого материала. Содержание интерактивных игр и их технические сопровождение развивает у воспитанников компьютерную грамотность, мелкую моторику, активизирует внимание и познавательный интерес.

Основной целью интерактивного комплекта игр – заданий «Удивительный Кузбасс» является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой, историей, культурой, традициями Кузбасса и родного города, посредством специально разработанных игр и заданий.

Содержание комплекта игр-заданий «Удивительный Кузбасс» отражает главный метод М. Шичиды -систематическое стимулирование развития правого полушария мозга дошкольников, что не только позволяет познакомиться с особенностями родного края, но одновременно развивать детский интеллект, эстетическое чувство и обеспечивать основу для развития навыков обучения.

Отличительной особенностью комплекта «Удивительный Кузбасс» является своеобразная структура проведения игр-заданий с дошкольниками старшего возраста, которая включает в себя следующие действия:

- восприятие содержания иллюстраций;

- запоминание выше представленных иллюстраций;

- воспроизведение иллюстраций в определённом порядке, представляемым педагогом;

- проверка правильности выполненной игры.

Данный интерактивный комплект игр-заданий «Удивительный Кузбасс» включает в себя следующие игры - задания:

· «Цепочка памяти». Суть игры состоит в выкладывании последовательности иллюстраций и запоминании их за короткий срок времени (5–10 сек). После просмотра иллюстраций нужно восстановить их последовательность. Эта игра направлена на развитие фотографической памяти, а содержание иллюстраций в данной игре направлено на знакомство дошкольников с народами, проживающими в Кузбассе.

· «Цепочка памяти (чего не хватает) ». Задание направленно на развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста, а также художественно – эстетического развития. Суть задания состоит в выкладывании последовательности картинок с национальными нарядами народов Кемеровской области. Воспитанник рассматривает и запоминает иллюстрации, затем иллюстрации скрываются, а воспитаннику нужно восстановить их последовательность и отыскать карточку которая исчезла.

· «Цепочка памяти (фантастическая история) ». Суть задания состоит в составлении последовательности картинок и фантастичной истории по этим картинкам, путем связывания объектов с их функциями. Затем картинки исчезают и последовательно, педагог, задавая наводящие вопросы по картинкам, совместно с воспитанником восстанавливает последовательность придуманной истории.

· «ESP – игра «Жемчужина Кузбасса». Суть этой игры заключается в развитие у воспитанников интуиции, телепатических способностей, за которые ответственно правое полушарие мозга. В данном комплекте ESP – игра выполняет расслабляющую функцию, переключение деятельности детей.

· «Сетка памяти». Игра направлена на познавательное развитие детей и тренировку фотографической памяти. Задание состоит в раскладывании иллюстраций по таблице, 2*2, 3*3, 4*4 и т. д. В течение 10 секунд воспитанник их должен просмотреть и запомнить достопримечательности родного города, изображённые на выше разложенных картинках. Картинки переворачиваются «рубашкой» вверх. Далее воспитанник должен угадать, вспомнить в какой из клеток находится та или иная иллюстрация;

· «Сетка памяти (найди пару) ».Содержание и выполнение этого варианта игры «Сетка памяти» такие же, как и в предыдущей игре, но воспитанник должен не только вспомнить где находится та или иная иллюстрация, но и найти ей пару. А содержание картинок в данном варианте игры направленно на ознакомление с природой родного края.

Использование педагогами данной методики с использованием информационно – коммуникативных технологий «позволяет в увлекательной форме развивать нравственно – патриотическое воспитание дошкольников, расширять их кругозор в отношении родного края, а особенность применяемой методики М. Шичиды позволяет воспитанникам значительно улучшать такие психические процессы, как память, внимание, мышление, воображение и др.