Выпуск № 65 (140) 2021

Зайцева М.О. Ранняя профориентация дошкольников посредством метода профессиональных проб

Одним из ключевых направлений социально-экономического роста России на ближайшее время определена подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства.
Важным условием подготовки профессиональных кадров является профориентация – комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [1].
Более успешным в современном обществе становится человек, хорошо ориентирующийся на рынке труда, способный быстро овладевать востребованной профессией, новыми профессиональными функциями, а также выбирающий те виды труда, которые он способен выполнять высокопрофессионально, мастерски, качественно, т.е. в которых он имеет высокие конкурентные преимущества. В такой ситуации возникает необходимость ранней профориентации – содействия ребенку в допрофессиональном самоопределении, выборе подходящего вида труда с учетом его потребностей и возможностей, запросов и перспектив развития регионального и российского рынка труда [1].
О ранней профориентации воспитанников дошкольных организаций говорится в целом ряде нормативных документов. Одним из значимых векторов работы, указанных в ФГОС ДО, является «Социально-коммуникативное развитие», нацеленное на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников является важной задачей профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства [2].
В существующей практике дошкольного образования ранняя профориентация чаще всего сводится только к ознакомлению детей с профессиями и видами труда и формированию уважительного отношения к труду взрослых. Основными педагогическими средствами решения этой задачи выступают тематические занятия и беседы, виртуальные и реальные экскурсии, встречи с представителями профессий и профессионально-ориентированные сюжетно-ролевые игры, в отдельных случаях – исследовательская и проектная деятельность детей, экспериментирование и моделирование с целью изучения той или иной профессии. При этом дети не включаются в реальную профессиональную деятельность, не могут попробовать себя в разных профессиях.
На наш взгляд, организовывать работу по ранней профориентации необходимо таким образом, чтобы детям была понятна профессиональная деятельность в реальности. Средством решения данной проблемы, усиления практической направленности ранней профориентации в дошкольном учреждении может выступать метод пробной профессиональной деятельности детей.
Под профессиональной пробой понимается испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. В образовательной практике в зависимости от решаемых педагогических задач и возраста обучающихся организуются игровые, учебно-профессиональные, профильные, собственно профессиональные пробы [3].
В работе с дошкольниками рекомендуется использовать игровые профессиональные мини-пробы, организуемые в сочетании с сюжетно-ролевой игрой.
Методика реализации профессиональных проб включает следующие этапы:
- подготовительный;
- информационный;
- исполнительский (рис. 1).
Основными условиями организации пробной профессиональной деятельности дошкольников выступают:
- наличие комфортных, безопасных для детей помещений, соответствующих требованиям СанПиНов, для организации профессиональных проб;
- наличие соответствующего реальным условиям профессиональной деятельности и требованиям безопасности для детей оборудования и инвентаря. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в профессиональных пробах используется не игровой реквизит, а настоящие рабочие инструменты;
- четкая организация: предъявление ребенку конкретной, доступной ему профессиональной задачи, условий ее выполнения, планируемого результата;
- развивающая направленность профессиональных проб – ориентация на зону ближайшего развития по Л.С. Выготскому. Эта зона определяет уровень потенциально возможного развития, которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками. После приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач;
- педагогическое сопровождение. В ходе выполнения дошкольниками профессиональных игровых проб воспитатель выявляет, уточняет и закрепляет элементарные представления и умения детей, необходимые для качественного выполнения задания.

Рис. 1. Этапы методики реализации профессиональных проб
На базе детского сада можно организовать профессиональные пробы в разных сферах (рис. 2):

Рис. 2. Организация профессиональных проб в разных сферах
Профессиональные пробы включают реализацию следующих направлений, отражающих определенную профессиональную сферу:
- работа в качестве горничных, швейцаров, специалистов службы приема и размещения в учебном гостиничном номере детского сада;
- работа экскурсоводом – проведение экскурсий по детскому саду с младшими группами;
- работа аниматором – организация развлекательных мероприятий, праздников, театрализованных представлений для младших групп на базе театральной и музыкальной студии детского сада;
- работа художником-оформителем – изготовление рисунков для украшения детского сада, наглядных пособий, лэпбуков на базе лаборатории «Юный художник»;
- работа ландшафтным дизайнером, озеленителем – разбивка и уход за клумбами, создание объектов ландшафтного дизайна на территории детского сада, работа в зимнем саду;
- работа фотооператором, кинооператором, фотографом, дизайнером – изготовление видеороликов о детском саде и т.д.
Подводя итоги выше изложенному, можно утверждать, что метод профессиональных проб является педагогическим средством, обеспечивающим детям дошкольного возраста понимание и приобретение соответствующих навыков в определенных профессиональных сферах, на доступном для этого возрасте уровне.
Библиографический список
1.       Зиновьева А.А., Мазниченко М.А., Шуванова В.П. Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации // Современное дошкольное образование. 2020. №5 (101). С.38-52.
2.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
3.       Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / Под ред. Е.Н. Жильцова, Н.Н. Нечаева. М.: Изд-во МГУ, 1989. 105 с.