Зайцева М.О. Ранняя профориентация дошкольников посредством метода профессиональных проб
Одним из ключевых направлений социально-экономического роста России на ближайшее время определена подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства. Важным условием подготовки профессиональных кадров является профориентация – комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [1]. Более успешным в современном обществе становится человек, хорошо ориентирующийся на рынке труда, способный быстро овладевать востребованной профессией, новыми профессиональными функциями, а также выбирающий те виды труда, которые он способен выполнять высокопрофессионально, мастерски, качественно, т.е. в которых он имеет высокие конкурентные преимущества. В такой ситуации возникает необходимость ранней профориентации – содействия ребенку в допрофессиональном самоопределении, выборе подходящего вида труда с учетом его потребностей и возможностей, запросов и перспектив развития регионального и российского рынка труда [1]. О ранней профориентации воспитанников дошкольных организаций говорится в целом ряде нормативных документов. Одним из значимых векторов работы, указанных в ФГОС ДО, является «Социально-коммуникативное развитие», нацеленное на то, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к труду. В соответствии с целевыми ориентирами ранняя профориентация дошкольников является важной задачей профессионального воспитания на этапе завершения дошкольного детства [2]. В существующей практике дошкольного образования ранняя профориентация чаще всего сводится только к ознакомлению детей с профессиями и видами труда и формированию уважительного отношения к труду взрослых. Основными педагогическими средствами решения этой задачи выступают тематические занятия и беседы, виртуальные и реальные экскурсии, встречи с представителями профессий и профессионально-ориентированные сюжетно-ролевые игры, в отдельных случаях – исследовательская и проектная деятельность детей, экспериментирование и моделирование с целью изучения той или иной профессии. При этом дети не включаются в реальную профессиональную деятельность, не могут попробовать себя в разных профессиях. На наш взгляд, организовывать работу по ранней профориентации необходимо таким образом, чтобы детям была понятна профессиональная деятельность в реальности. Средством решения данной проблемы, усиления практической направленности ранней профориентации в дошкольном учреждении может выступать метод пробной профессиональной деятельности детей. Под профессиональной пробой понимается испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. В образовательной практике в зависимости от решаемых педагогических задач и возраста обучающихся организуются игровые, учебно-профессиональные, профильные, собственно профессиональные пробы [3]. В работе с дошкольниками рекомендуется использовать игровые профессиональные мини-пробы, организуемые в сочетании с сюжетно-ролевой игрой. Методика реализации профессиональных проб включает следующие этапы: - подготовительный; - информационный; - исполнительский (рис. 1). Основными условиями организации пробной профессиональной деятельности дошкольников выступают: - наличие комфортных, безопасных для детей помещений, соответствующих требованиям СанПиНов, для организации профессиональных проб; - наличие соответствующего реальным условиям профессиональной деятельности и требованиям безопасности для детей оборудования и инвентаря. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в профессиональных пробах используется не игровой реквизит, а настоящие рабочие инструменты; - четкая организация: предъявление ребенку конкретной, доступной ему профессиональной задачи, условий ее выполнения, планируемого результата; - развивающая направленность профессиональных проб – ориентация на зону ближайшего развития по Л.С. Выготскому. Эта зона определяет уровень потенциально возможного развития, которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками. После приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач; - педагогическое сопровождение. В ходе выполнения дошкольниками профессиональных игровых проб воспитатель выявляет, уточняет и закрепляет элементарные представления и умения детей, необходимые для качественного выполнения задания.
Рис. 1. Этапы методики реализации профессиональных проб На базе детского сада можно организовать профессиональные пробы в разных сферах (рис. 2):
Рис. 2. Организация профессиональных проб в разных сферах Профессиональные пробы включают реализацию следующих направлений, отражающих определенную профессиональную сферу: - работа в качестве горничных, швейцаров, специалистов службы приема и размещения в учебном гостиничном номере детского сада; - работа экскурсоводом – проведение экскурсий по детскому саду с младшими группами; - работа аниматором – организация развлекательных мероприятий, праздников, театрализованных представлений для младших групп на базе театральной и музыкальной студии детского сада; - работа художником-оформителем – изготовление рисунков для украшения детского сада, наглядных пособий, лэпбуков на базе лаборатории «Юный художник»; - работа ландшафтным дизайнером, озеленителем – разбивка и уход за клумбами, создание объектов ландшафтного дизайна на территории детского сада, работа в зимнем саду; - работа фотооператором, кинооператором, фотографом, дизайнером – изготовление видеороликов о детском саде и т.д. Подводя итоги выше изложенному, можно утверждать, что метод профессиональных проб является педагогическим средством, обеспечивающим детям дошкольного возраста понимание и приобретение соответствующих навыков в определенных профессиональных сферах, на доступном для этого возрасте уровне. Библиографический список 1. Зиновьева А.А., Мазниченко М.А., Шуванова В.П. Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации // Современное дошкольное образование. 2020. №5 (101). С.38-52. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013. 3. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / Под ред. Е.Н. Жильцова, Н.Н. Нечаева. М.: Изд-во МГУ, 1989. 105 с.