Выпуск № 10 (85) 2021

Келлер Н.И., Гончаренко М.В. Конспект НОД по подготовке дошкольников к элементам грамоты с нетрадиционным применением конструктора Лего в подготовительной группе

Тема. «Полёт в Страну Звуков»
Образовательная область, направление: «Речевое, познавательное, физическое развитие»; подготовка дошкольников элементам грамоты.
Цель: знакомство с понятием ударение с использованием Лего-схемы.
Задачи:
обучающие: дать детям понятие об ударении и его условным обозначением на схеме;
развивающие: развивать фонематический слух, навыки звукобуквенного анализа слов; общую, мелкую и артикуляционную моторику; формировать у детей самоконтроль;
воспитательные: воспитывать интерес к занятию, умению слушать друг друга и педагога.
Форма совместной деятельности: игра
Форма организации: групповая
Используемые методы: метод вопросов, мотивирование детской деятельности
Приемы: демонстрация, показ действий, рассказ воспитателя, беседа, создание ситуации выбора, фантазирования, поддержка детской инициативы, развитие коммуникативных навыков, самостоятельности.
Планируемый результат. Закреплены навыки слогового и звукового анализа, грамматического строя речи, фонематического слуха, самоконтроля и самооценки; сформировано умение соотносить звук с соответствующей буквой, усвоено понятие «ударение» и способ его постановки в слове и на схеме.
Оборудование: мультимедийное оборудование, детали конструктора Лего, мягкие модули, картинки с изображением луны.
Логика образовательной деятельности
I. Вводная часть
1.Глаза закрываем и представляем…
Думаем только о том, что сейчас
Умный, красивый каждый из вас!
Вы – самое лучшее, что есть на свете!
Глаза открываем…
Здравствуйте, дети!
2. Д/У «Соотнеси букву со звуком» (Звучит спокойная музыка)
Сегодня мы с вами полетим в волшебную Страну Звуков, а полетим мы на летающих тарелках. Чтобы попасть в Страну Звуков нам нужно выполнить одно задание: назвать первый звук в слове, обозначающем изображение на картинке и подойти к летающей тарелке с буквой, обозначающей этот звук.
II. Основная часть
1.Знакомство с понятием ударение
Вот вы и попали в волшебную Страну Звуков, сходите с тарелок и посмотрите на экран. (На экране изображены замки красного, синего, зеленого цветов.)
-Что вы видите на экране?
Кто здесь живет?
-Почему замки разного цвета?
- Ребята, жители этой страны, звуковички, предлагают вам поиграть со звуками.
2. (Дети садятся за столы.)
- Ребята, рассмотрите картинку. (Луна) Нам нужно определить, сколько слогов в слове.
3. А теперь мы «зашифруем слово», обозначая звуки, разными цветами деталей конструктора «Лего». Для начала проговорим его. (Луна)
4.Игралочка «Посчитай-ка».
Изображение предметов отображается на экране. Воспитатель под музыку поочередно бросает мяч в руки детям. Нужно сосчитать, проговаривая (одна звезда, один самолёт).
5. Знакомство с понятием «ударение». Воспитатель демонстрирует иллюстрацию зАмка и замкА, в соответствии с рассказом.
Я хочу рассказать вам одну историю. Собрались однажды слова и стали себя хвалить, какие они полезные. А ударение пригласить забыли. Когда слова стали выступать, ударение выскочило откуда-то и закричало: «Что вы без меня значите! Если захочу, возьму и изменю Вас, и вы будете обозначать другие предметы» Вышел вперед зАмок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой большой и сильный, что справлюсь с каким-то ударением. Ведь ударение — это просто черточка!» Ударение рассердилось и вдруг ударило своей волшебной палочкой по последнему слогу вместо первого. И перед всеми появился старый, ржавый замок. Вот какая поучительная история.
-Для того, чтобы нам не попасть в такую историю, я вам покажу, как нужно ставить ударение в словах.
-Чтобы поставить ударение в слове, нужно его «позвать». Например, слово книга-книга-книиига (зовем) Тот звук, который тянется, на него и падает ударение.
-А теперь попробуем в этом же слове поставить ударение на другой звук. Получится очень некрасивое слово.
-Ребята, вы заметили, что ударение всегда падает только на гласный звук. А слог, в котором есть ударный звук, называется ударным.
-Отмечается ударение черточкой и ставится над гласным звуком, который тянется.
(Предлагаю поставить ударение на Лего-схеме, для этого будем использовать деталь конструктора 1*1)
-Какое новое слово вы сегодня узнали? Вы много знаете, хорошо отвечали. А сейчас вам пора в детский сад.
-Подойдите к своим летающим тарелкам, займите свои места. (Звучит музыка)
III Рефлексия
-Ребята, в какой стране вы сегодня побывали? Что там делали? Играли? Какое новое слово вы сегодня узнали?
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите зелёного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - жёлтого смайлика, а если совсем, трудно - красного. Подойдите и выберите.