Келлер Н.И., Гончаренко М.В. Конспект НОД по подготовке дошкольников к элементам грамоты с нетрадиционным применением конструктора Лего в подготовительной группе
Тема. «Полёт в Страну Звуков» Образовательная область, направление: «Речевое, познавательное, физическое развитие»; подготовка дошкольников элементам грамоты. Цель: знакомство с понятием ударение с использованием Лего-схемы. Задачи: обучающие: дать детям понятие об ударении и его условным обозначением на схеме; развивающие: развивать фонематический слух, навыки звукобуквенного анализа слов; общую, мелкую и артикуляционную моторику; формировать у детей самоконтроль; воспитательные: воспитывать интерес к занятию, умению слушать друг друга и педагога. Форма совместной деятельности: игра Форма организации: групповая Используемые методы: метод вопросов, мотивирование детской деятельности Приемы: демонстрация, показ действий, рассказ воспитателя, беседа, создание ситуации выбора, фантазирования, поддержка детской инициативы, развитие коммуникативных навыков, самостоятельности. Планируемый результат. Закреплены навыки слогового и звукового анализа, грамматического строя речи, фонематического слуха, самоконтроля и самооценки; сформировано умение соотносить звук с соответствующей буквой, усвоено понятие «ударение» и способ его постановки в слове и на схеме. Оборудование: мультимедийное оборудование, детали конструктора Лего, мягкие модули, картинки с изображением луны. Логика образовательной деятельности I. Вводная часть 1.Глаза закрываем и представляем… Думаем только о том, что сейчас Умный, красивый каждый из вас! Вы – самое лучшее, что есть на свете! Глаза открываем… Здравствуйте, дети! 2. Д/У «Соотнеси букву со звуком» (Звучит спокойная музыка) Сегодня мы с вами полетим в волшебную Страну Звуков, а полетим мы на летающих тарелках. Чтобы попасть в Страну Звуков нам нужно выполнить одно задание: назвать первый звук в слове, обозначающем изображение на картинке и подойти к летающей тарелке с буквой, обозначающей этот звук. II. Основная часть 1.Знакомство с понятием ударение Вот вы и попали в волшебную Страну Звуков, сходите с тарелок и посмотрите на экран. (На экране изображены замки красного, синего, зеленого цветов.) -Что вы видите на экране? Кто здесь живет? -Почему замки разного цвета? - Ребята, жители этой страны, звуковички, предлагают вам поиграть со звуками. 2. (Дети садятся за столы.) - Ребята, рассмотрите картинку. (Луна) Нам нужно определить, сколько слогов в слове. 3. А теперь мы «зашифруем слово», обозначая звуки, разными цветами деталей конструктора «Лего». Для начала проговорим его. (Луна) 4.Игралочка «Посчитай-ка». Изображение предметов отображается на экране. Воспитатель под музыку поочередно бросает мяч в руки детям. Нужно сосчитать, проговаривая (одна звезда, один самолёт). 5. Знакомство с понятием «ударение». Воспитатель демонстрирует иллюстрацию зАмка и замкА, в соответствии с рассказом. Я хочу рассказать вам одну историю. Собрались однажды слова и стали себя хвалить, какие они полезные. А ударение пригласить забыли. Когда слова стали выступать, ударение выскочило откуда-то и закричало: «Что вы без меня значите! Если захочу, возьму и изменю Вас, и вы будете обозначать другие предметы» Вышел вперед зАмок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой большой и сильный, что справлюсь с каким-то ударением. Ведь ударение — это просто черточка!» Ударение рассердилось и вдруг ударило своей волшебной палочкой по последнему слогу вместо первого. И перед всеми появился старый, ржавый замок. Вот какая поучительная история. -Для того, чтобы нам не попасть в такую историю, я вам покажу, как нужно ставить ударение в словах. -Чтобы поставить ударение в слове, нужно его «позвать». Например, слово книга-книга-книиига (зовем) Тот звук, который тянется, на него и падает ударение. -А теперь попробуем в этом же слове поставить ударение на другой звук. Получится очень некрасивое слово. -Ребята, вы заметили, что ударение всегда падает только на гласный звук. А слог, в котором есть ударный звук, называется ударным. -Отмечается ударение черточкой и ставится над гласным звуком, который тянется. (Предлагаю поставить ударение на Лего-схеме, для этого будем использовать деталь конструктора 1*1) -Какое новое слово вы сегодня узнали? Вы много знаете, хорошо отвечали. А сейчас вам пора в детский сад. -Подойдите к своим летающим тарелкам, займите свои места. (Звучит музыка) III Рефлексия -Ребята, в какой стране вы сегодня побывали? Что там делали? Играли? Какое новое слово вы сегодня узнали? - Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите зелёного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - жёлтого смайлика, а если совсем, трудно - красного. Подойдите и выберите.