Кутькова Т.С., Кудинова Е.А., Кощиенко О.В. Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством внедрения робототехники в образовательный процесс современной дошкольной
В настоящее время сложно представить современный мир без гаджетов, роботизированной техники и механизмов. Особенно это касается подрастающего поколения, которое рождается в мире роботов. Учитывая тенденции развития современного человека, требования общества от него, особенности образовательной системы, возникает необходимость внедрения в образовательный процесс образовательных учреждений таких технологий, которые бы отвечали потребностям и интересам нового поколения. К таким технологиям и относится робототехника. Сегодня в дошкольные образовательные организации активно внедряется робототехника. С помощью нее можно организовать образовательный процесс, направленный на развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста. В научной литературе недостаточно рассматривается вопрос развития предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации. По мнению Н.Ю. Гутаревой, инженерное мышление – сложное системное образование, включающее в себя синтез образного и логического мышления и синтез научного и практического мышления [1]. Л.И. Миназова выделяет следующие признаки формирования предпосылок инженерного мышления: - формируется на основе научно-технической деятельности; - рационально, выражается в общедоступной форме как продукт; - не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу; - систематично формируется в процессе научно-технического творчества; - имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни [3]. Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и др.: - логическое мышление – историческая форма мышления, опирающаяся на законы тождества, непротиворечивости в рассуждениях; при логическом мышлении человек использует логические конструкции и готовые понятия; - техническое мышление – умение анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы технических объектов в измененных условиях; обеспечивает накопление технологических знаний и опыта эффективной организации труда, осмысление результата трудовой деятельности; - конструктивное мышление – построение определенной модели решения поставленной проблемы или задачи, под которой понимается умение сочетать теорию с практикой; - исследовательское мышление – определение новизны в задаче, умение сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы; - творческое мышление – умение ставить проблемы и решать их нетрадиционными способами, порождать нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью [1]. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться еще уже в дошкольный период детства. В структуру предпосылок инженерного мышления входят рациональный, чувственно-эмоциональный и аксиологический элементы, память, воображение, фантазии, способности и др [1]. Мы выделяем следующие этапы работы по развитию предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством робототехники. Первый этап – технологический. На данном этапе дошкольники рассматривают основные компоненты конструктора ЛЕГО, его детали, вертушки, датчик наклона, датчик движения, моторчик, закрепляют представления о величине деталей, цвете, размере и количестве, знакомятся со схемами сборки моделей, закрепляют технологию конструирования (рис. 1).
Рис. 1. Первый этап – технологический (Робот Майло) Второй этап – сборка моделей. Основной акцент на развитие логико-математических представлений детей на данном этапе идет через работу по алгоритму. Развиваются умения выбирать и отсчитывать предметы из большого количества деталей по образцу и количеству; определять направление присоединения деталей. В процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование, сюрпризные моменты, что близко для детей дошкольного возраста, основано оно на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод (рис. 2).
Рис. 2. Второй этап – сборка моделей Третий этап – программирование с использованием ноутбука заданного поведения модели (создание алгоритма действия). На этапе дети учатся излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений (рис. 3).
Рис. 3. Третий этап – программирование с использованием ноутбука заданного поведения модели (создание алгоритма действия) Подводя итоги выше изложенному, можно утверждать, что робототехника является эффективным средством развития предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста. Работая с роботами, дошкольники знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что, несомненно, пригодится им в будущей жизни. Библиографический список 1. Гаджиев Г.М. Проектно-учебная деятельность учащихся как средство формирования готовности к преобразованию окружающей действительности.: автореферат дис. …д-ра. пед. наук. Белгород, 2003. 39с. 2. Гутарева Н.Ю. Учет практического инженерно-технического мышления будущих специалистов в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. URL: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1283 (дата обращения: 06.09.2021) 3. Миназова Л.И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015. № 17.