2023 2022
1 (219) 2023

Иржова М.М. СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf

Су - джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Су- джок терапия – это медицинское применение новых представлений о механизмах саморегуляции единой и информационно – энергетической системы человека.

Цель: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.

Задачи:

· Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга.

· Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.

· Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

· Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

· Создавать у детей мотивацию быть здоровым.



Физиологические основы: на кисти и стопы проецируется весь человек. При возникновении дисгармонического состояния или заболевания в любом органе или части тела человека, на кистях и стопах возникает отражение данной дисгармонии, в виде объективных точечных зон повышенной чувствительности.

Особенности системы - простота обучения, доступность, безопасность.

О развитии мелкой моторики было уже сказано и написано немало и это не случайно. Учеными давно доказана связь тонких произвольных движений пальцев рук ребенка и его речи, так как центры мозга, ответственные за речь, соседствуют с областями мозга, координирующими моторику пальцев рук. Как говорят многие педагоги: «Речь находится на кончиках пальцев».

Этот шарик ребенок любого возраста может использовать самостоятельно, просто перекатывая его по ладошкам. Но ведь намного интереснее сделать из массажа целую игру!

Комплексы упражнений.

1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

3. Массаж су – джок шаром /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

4. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (Мизинец)

Игровые упражнения с колечками.

Примечание: эти игровые упражнения выполняются сначала на правой руке, затем на левой руке. Перед детьми выставляется макет кисти руки с обозначенными внутренними органами человека. Перед выполнением этих упражнений дети на свои пальчики надевают массажное колечко.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо су-джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольцо су-джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо су-джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо су-джок на мизинец).

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо су-джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо су-джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо су-джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо су-джок на мизинец).

Пальчиковая игра «Пальчики»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо су-джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем кольцо су-джок на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем кольцо су-джок на средний палец)

Этот пальчик — месит тесто,

(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(надеваем кольцо су-джок на большой палец)

Пальчиковая игра «Родные братья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Ивану-большому — дрова рубить,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Ваське-указке — воду носить,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Мишке-среднему — печку топить,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Гришке-сиротке — кашу варить,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

ЛИТЕРАТУРА1. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

2. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94

3. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008 – С. 160

4. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208

5. Платонова О. Су-Джок: терапия для всех/ Ольга Платонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007

6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.