Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи:
· Дать понятие о деньгах, научить уважительно относится к ним.
· Закрепить понятие «купюра» и «монета», и их номиналы.
· Сформировать понимание значения труда в жизни человека, ценности любого труда.
· Познакомить с термином «реклама».
· Способствовать развитию любознательности, логического мышления.
· Способствовать речевому развитию, расширению активного словаря.
· Развивать инициативу, организаторские способности детей.
· Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения, умение действовать в команде.
Предварительная работа: чтение сказок «Огниво» Г.-Х. Андерсена, «Муха – Цокотуха» К. Чуковского……; пословиц, поговорок; разрешение проблемных ситуаций, связанных с темой денег, труда на основе сказок; работа с тетрадью «Занимательные финансы», сюжетно-ролевые игры «Продуктовый магазин», дидактические игры «Вопрос-ответ», «Что можно и нельзя купить за деньги», «Найди лишнее» и др.
Материал: деньги (монеты и купюры), копилка, кошелек, геометрические формы, мяч, презентация «Сказочная викторина».
Ход деятельности:
- Добрый вечер, дорогие друзья. Мы очень рады встрече с вами и надеемся, что эта встреча будет для вас интересной, увлекательной и пройдет с пользой, как для вас, так и для нас.
- Наши ребята любознательные и у них всегда есть вопросы. Мы даже песню об этом знаем. Вместе песню «Почемучка» мы споём (поют дети, родители подпевают)
Песня «Почемучка»
- Вот какая команда у нас дружная получилась, с такой командой приятно и в путешествие по сказкам отправиться. Ждут нас сказки интересные, в них герои все известные и помогут нам понять: что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
1 слайд (Муха – Цокотуха, на слайде появляется денежка, когда дети выбирают правильный ответ)
- Что нашла Муха, когда шла по полю в сказке Корнея Чуковского "Муха-Цокотуха"?
варианты ответов:
*конфетку
*ягодку
*денежку
*червячка
- Муха – Цокотуха приготовила для вас задание «Разложи монеты и купюры» Чтобы выполнить это задание, нужно разделиться на команды:
1 команда - у вас на стульчиках круги (дети находят стол с …. (кругом)),
2 команда – у вас - прямоугольник (дети находят стол с …. (прямоугольником)).
Нам нужна помощь родителей, вы будете капитанами, будете наблюдать за работой своей команды.
- Раз, два, три, начни! (дети раскладывают монеты в копилку, а купюры в кошелёк) на столе остаются геометрические формы.
Дети садятся на стульчики.
- Что скажите, капитаны, как команды выполняли задание? (Дружно, слаженно, аккуратно)
- Молодцы! Так, как выглядят деньги?
Дети: Они бывают монетами и купюрами
- Ребята, что же такое деньги? Ответы детей
- А как бы ответили взрослые?
Деньги – это средство, с помощью которого можно купить что – то нужное или желаемое.
2 слайд
Задание на слайде «Что можно и нельзя купить за деньги?»
Дети перечисляют предметы (развлечения, бытовая техника, лекарства, одежда, продукты питания, жилье, машина).
Дети перечисляют состояния (радость, здоровье, солнце, дружба, время, счастье, любовь).
- Спасибо, Муха – Цокотуха за интересные задания.
3 слайд (На слайде появляется Буратино, после правильного ответа детей)
- Кто закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево?
варианты ответов:
*Кот Базилио
*Лиса Алиса
*Кот Леопольд
*Буратино
- Правильно, ребята, это Буратино. Буратино не знает, откуда берутся деньги, давайте поможем ему!
На работе всем за труд
Её честно выдают
От врача до дипломата
Получают все…. (зарплату)
- Буратино, послушай, какие профессии знают наши ребята. Мяч передавай профессию называй.
Игра «Назови профессию»
(дети начинают, взрослые продолжают)
- Молодцы, вот как много разных профессий мы знаем, Буратино.
Кинезиологическая гимнастика
- Когда имеешь дело с деньгами нужно быть очень внимательным.
Чтоб внимательными быть,
Нужно на ладонь давить.
(Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки.
При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой рукой.)
Дети нажимают на точку в середине ладони, для того чтобы внимание повысилось.
4 слайд
Задание на слайде «Внимательно посмотри, кто из людей за свой труд получит заработную плату» (ответы детей)
- Ребята, Буратино благодарит вас. Теперь он знает, кто зарабатывает деньги и как.
- А мы продолжаем наше путешествие.
5 слайд (на слайде - старик и корова)
Сценка - шутка «Как старик корову продавал»
Участники – родители и педагоги.
- Почему старик передумал продавать корову? (ответы детей и родителей)
— Значит, реклама – это способ донести информацию о товаре до покупателя.
- Ребята, но очень важно правильно воспринимать рекламу, уметь разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности. Деньги, заработанные трудом, следует тратить с пользой.
Все, что в мире продаётся
Одним словом, лишь зовётся
И мука, и самовар
Называется …. (товар)
- Где можно купить товар? (в магазине, на рынке, в киоске и т.д.)
- Кто нам продаёт товары?
- А если мы делаем покупки, мы - кто?
- Мы знаем историю, как Иванушка пошел покупать товар на ярмарку. А на ярмарке чего только не продают – овощи, сладости, одежду и игрушки. А что мальчик купил, мы узнаем из шуточной песни «Что купил Иванушка?»
Игра – шутка «Что купил Иванушка?»
Ребята садятся на стульчики.
- Ребята, какая ещё нас сказка ждёт, давайте посмотрим.
6 слайд (на слайде иллюстрация из сказки «Огниво»)
- В какой сказке Г. Х. Андерсена на трех сундуках с медными, серебряными, золотыми монетами сидели три огромные собаки?
варианты ответов:
"Дюймовочка"
"Снежная королева"
"Огниво"
- В сказке «Огниво» деньги хранили в сундуках.
- Деньги, как все вещи, в том числе и игрушки, должны храниться на своих местах. Как вы думаете, что это за места? Ответы детей (кошелёк, шкатулка, сейф, банковская карта, банк)
7 слайд (на слайде - книга со сказками закрывается)-Ну, что же ребята и дорогие наши гости, путешествие наше заканчивается.
Мы много нового узнали, интересно поиграли. Приглашаем всех вас в круг на весёлый танец.
В кругу один из родителей вручает подарок - энциклопедию «Что такое деньги?»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.
Задачи:
· Дать понятие о деньгах, научить уважительно относится к ним.
· Закрепить понятие «купюра» и «монета», и их номиналы.
· Сформировать понимание значения труда в жизни человека, ценности любого труда.
· Познакомить с термином «реклама».
· Способствовать развитию любознательности, логического мышления.
· Способствовать речевому развитию, расширению активного словаря.
· Развивать инициативу, организаторские способности детей.
· Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения, умение действовать в команде.
Предварительная работа: чтение сказок «Огниво» Г.-Х. Андерсена, «Муха – Цокотуха» К. Чуковского……; пословиц, поговорок; разрешение проблемных ситуаций, связанных с темой денег, труда на основе сказок; работа с тетрадью «Занимательные финансы», сюжетно-ролевые игры «Продуктовый магазин», дидактические игры «Вопрос-ответ», «Что можно и нельзя купить за деньги», «Найди лишнее» и др.
Материал: деньги (монеты и купюры), копилка, кошелек, геометрические формы, мяч, презентация «Сказочная викторина».
Ход деятельности:
- Добрый вечер, дорогие друзья. Мы очень рады встрече с вами и надеемся, что эта встреча будет для вас интересной, увлекательной и пройдет с пользой, как для вас, так и для нас.
- Наши ребята любознательные и у них всегда есть вопросы. Мы даже песню об этом знаем. Вместе песню «Почемучка» мы споём (поют дети, родители подпевают)
Песня «Почемучка»
- Вот какая команда у нас дружная получилась, с такой командой приятно и в путешествие по сказкам отправиться. Ждут нас сказки интересные, в них герои все известные и помогут нам понять: что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
1 слайд (Муха – Цокотуха, на слайде появляется денежка, когда дети выбирают правильный ответ)
- Что нашла Муха, когда шла по полю в сказке Корнея Чуковского "Муха-Цокотуха"?
варианты ответов:
*конфетку
*ягодку
*денежку
*червячка
- Муха – Цокотуха приготовила для вас задание «Разложи монеты и купюры» Чтобы выполнить это задание, нужно разделиться на команды:
1 команда - у вас на стульчиках круги (дети находят стол с …. (кругом)),
2 команда – у вас - прямоугольник (дети находят стол с …. (прямоугольником)).
Нам нужна помощь родителей, вы будете капитанами, будете наблюдать за работой своей команды.
- Раз, два, три, начни! (дети раскладывают монеты в копилку, а купюры в кошелёк) на столе остаются геометрические формы.
Дети садятся на стульчики.
- Что скажите, капитаны, как команды выполняли задание? (Дружно, слаженно, аккуратно)
- Молодцы! Так, как выглядят деньги?
Дети: Они бывают монетами и купюрами
- Ребята, что же такое деньги? Ответы детей
- А как бы ответили взрослые?
Деньги – это средство, с помощью которого можно купить что – то нужное или желаемое.
2 слайд
Задание на слайде «Что можно и нельзя купить за деньги?»
Дети перечисляют предметы (развлечения, бытовая техника, лекарства, одежда, продукты питания, жилье, машина).
Дети перечисляют состояния (радость, здоровье, солнце, дружба, время, счастье, любовь).
- Спасибо, Муха – Цокотуха за интересные задания.
3 слайд (На слайде появляется Буратино, после правильного ответа детей)
- Кто закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево?
варианты ответов:
*Кот Базилио
*Лиса Алиса
*Кот Леопольд
*Буратино
- Правильно, ребята, это Буратино. Буратино не знает, откуда берутся деньги, давайте поможем ему!
На работе всем за труд
Её честно выдают
От врача до дипломата
Получают все…. (зарплату)
- Буратино, послушай, какие профессии знают наши ребята. Мяч передавай профессию называй.
Игра «Назови профессию»
(дети начинают, взрослые продолжают)
- Молодцы, вот как много разных профессий мы знаем, Буратино.
Кинезиологическая гимнастика
- Когда имеешь дело с деньгами нужно быть очень внимательным.
Чтоб внимательными быть,
Нужно на ладонь давить.
(Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки.
При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое с правой рукой.)
Дети нажимают на точку в середине ладони, для того чтобы внимание повысилось.
4 слайд
Задание на слайде «Внимательно посмотри, кто из людей за свой труд получит заработную плату» (ответы детей)
- Ребята, Буратино благодарит вас. Теперь он знает, кто зарабатывает деньги и как.
- А мы продолжаем наше путешествие.
5 слайд (на слайде - старик и корова)
Сценка - шутка «Как старик корову продавал»
Участники – родители и педагоги.
- Почему старик передумал продавать корову? (ответы детей и родителей)
— Значит, реклама – это способ донести информацию о товаре до покупателя.
- Ребята, но очень важно правильно воспринимать рекламу, уметь разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности. Деньги, заработанные трудом, следует тратить с пользой.
Все, что в мире продаётся
Одним словом, лишь зовётся
И мука, и самовар
Называется …. (товар)
- Где можно купить товар? (в магазине, на рынке, в киоске и т.д.)
- Кто нам продаёт товары?
- А если мы делаем покупки, мы - кто?
- Мы знаем историю, как Иванушка пошел покупать товар на ярмарку. А на ярмарке чего только не продают – овощи, сладости, одежду и игрушки. А что мальчик купил, мы узнаем из шуточной песни «Что купил Иванушка?»
Игра – шутка «Что купил Иванушка?»
Ребята садятся на стульчики.
- Ребята, какая ещё нас сказка ждёт, давайте посмотрим.
6 слайд (на слайде иллюстрация из сказки «Огниво»)
- В какой сказке Г. Х. Андерсена на трех сундуках с медными, серебряными, золотыми монетами сидели три огромные собаки?
варианты ответов:
"Дюймовочка"
"Снежная королева"
"Огниво"
- В сказке «Огниво» деньги хранили в сундуках.
- Деньги, как все вещи, в том числе и игрушки, должны храниться на своих местах. Как вы думаете, что это за места? Ответы детей (кошелёк, шкатулка, сейф, банковская карта, банк)
7 слайд (на слайде - книга со сказками закрывается)-Ну, что же ребята и дорогие наши гости, путешествие наше заканчивается.
Мы много нового узнали, интересно поиграли. Приглашаем всех вас в круг на весёлый танец.
В кругу один из родителей вручает подарок - энциклопедию «Что такое деньги?»