2023 2022
1 (219) 2023

Истомина О.Н., Гонилова Л.И. ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf

В стандарты нового поколения входит системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов ДОУ поиска новых нетрадиционных форм работы с детьми. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Конструктивная деятельность является наилучшей формой работы с детьми дошкольного возраста.

Конструирование – это деятельность, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности ребёнка дошкольного возраста. Конструирование относится к продуктивным видам детской деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного материала.

Одним из видов конструирования является Лего-конструирование, которое на сегодняшний день активно используются во многих дошкольных образовательных учреждениях.

Лего-конструирование направлено на развитие следующих процессов у детей:

¾ психическое развитие: формирование творческого воображения, пространственного, логического и проектного мышления, памяти;

¾ развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, коммуникативные навыки;

¾ физиологическое развитие: развитие мелкой моторики движений, координации рук и глаз;

¾ личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, навыки продуктивного сотрудничества.

Лего-конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности «Социально-коммуникативное»,

«Физическое», «Познание», «Художественно-эстетическое», «Речевое».

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, с семьёй и обществом.

Для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста используется комплект «Эмоциональное развитие ребенка» LEGO Education. Этот комплект помогает детям изучить различные эмоции, которые проявляются на лицах людей. В процессе игры с персонажами дети учатся распознавать и описывать различные эмоции.

В начале занятия педагог с детьми обсуждает эмоциональное состояние каждого ребенка. Потом детям предлагается сконструировать персонажей, похожих на самих себя. Обсуждаются физические характеристики персонажа (рост, цвет волос, выясняем, во что они будут одеты), а потом уже выбирается для фигурок выражение лиц. Дети учатся воспринимать себя, обсуждать сходства и отличия, привыкают узнавать и понимать эмоции. Педагог рассказывает детям о том, что в течение дня человек может чувствовать себя по- разному, поэтому и эмоции меняются (человек веселится, плачет, грустит и т.д.).

На занятиях, которые проходят в форме игры, дети узнают много нового о различных эмоциях и физических характеристиках человека.

Любая образовательная деятельность немыслима без речевых навыков, поэтому Лего-конструирование тесно связано с образовательной областью

«Речевое развитие». Содержание этой образовательной области направлено на развитие лексико-грамматического строя, связной речи, навыков коммуникативного общения.

Сделав постройку или мини-проект, дети не просто описывают и рассказывают о назначении своих моделей, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, придумывают сюжет к своей постройке, воспроизводят действия персонажей с их озвучиванием. В совместной деятельности дети интересуются тем, что и как делают другие, обмениваются деталями или даже объединяют свои модели для общей большой конструкции, а также получают или дают совет о способах крепления – это и развивает коммуникативные навыки. Совершая самостоятельные действия с элементами конструктора, описывая и сравнивая их, у детей формируется взаимосвязанный комплекс семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на сохранение и укрепление и охраны здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, а также на формирование основы культуры здоровья. Для развития физических качеств детей в физминутках, утренней гимнастике, динамических паузах педагоги используют кубики-лего или человечков, с помощью которых выполняются общеразвивающие упражнения («Переступи», «Пробеги между кубиками», «Найди человечка», «Подбрось и поймай» и другие). В ходе этих упражнений у детей развивается общая и мелкая моторика, двигательная активность, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на формирование у детей эстетического отношения к миру, развитие эстетического вкуса, освоение различных видов деятельности.

Для развития художественно-эстетического воспитания с детьми проводятся занятия по изобразительной деятельности с помощью Лего-

конструктора. Используя детали Лего-конструктора, дети рисуют картинки с помощью «штампирования».

Также в группе систематически организуются тематические выставки- поделки с использованием Лего-конструктора, в которых представлены творческие работы детей. Совместно с родителями организовываются различные мероприятия, на которых семейные команды представляют свои проекты из Лего-конструктора. Например, в проекте «Город будущего» родители с детьми представляют Лего-городок с улицами, домами, игровыми площадками и парками. Лего-конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым, а также способствует развитию интереса к самостоятельной творческой деятельности, художественного восприятия, образных представлений, воображения.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности.

С использованием Лего-конструирования педагоги проводят дидактические игры, в ходе которых у детей формируются представления о форме предметов, размере, цвете, количестве, а также развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Лего-конструирование можно считать одним из эффективных средств развивающего обучения в системе дошкольного образования. Оно способствует развитию не только исследовательской активности детей, приобщает дошкольников к формированию первоначальных технических навыков, но и влияет, на социально-коммуникативное, физическое, речевое, художественно- эстетическое и познавательное развитие детей.

Список литературы

1. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС».

2. Комарова Л.Г. Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). – М.: «ЛИНКА- ПРЕСС», 2001г.

3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. – М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ. -2010.-90 с.

4. Программа "От рождения до школы" Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева. Примерная программа «От рождения до школы» – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2016г.

5. Фешина Е.В. «Lego -конструирование в детском саду»- М.: ТЦ «СФЕРА», 2012г.