Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-2.pdf
Задачи:
Обучающие:
- познакомить со звучащим словом: формировать умение детей самостоятельно
называть слова;
- формировать умение слушать и слышать произносимые слова;
- закрепить представления о речевых и неречевых звуках;
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховой, зрительный, цветовой гнозис;
- развивать мелкую моторику;
- развивать силу голоса;
- формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные:
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навык общения.
Материал: звучащие предметы, домики согласных и гласных звуков (красный и синий), сюжетная картинка «Сад», предметные картинки:деревья, груши, яблоки, цветы, маки, розы, тюльпаны, тетрадь (на каждого ребёнка), цветные карандаши (на каждого ребёнка), игрушка для мотивации (Мишка – Топтыжка).
Эмоциональный настрой. Психогимнастика. «У нас всё получится!».
Педагог стоит в центре круга перед детьми.
- Ребята, дайте мне ваши ручки. Посмотрите мне в глаза и послушайте, что я вам скажу:
- Вы уже большие, вы уже многое умеете.
- Вы умеете внимательно слушать, помогать друг другу, вы дружные ребята, у вас все получится.
ХОД
I. Мотивация.
- Сегодня к нам пришел в гости Мишка - Топтыжка. Топтыжка для вас принёс музыкальные инструменты
II. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия. Постановка цели занятия. (ОО «Речевое развитие»).
1. У детей на столах по одному звучащему предмету.
- Сделайте так, чтоб предмет зазвучал.
- Какие звуки издают эти предметы? (не речевые).
- Какие еще бывают звуки? (речевые).
- Придумайте речевой звук.
2. Мишка – Топтыжка рассказал, что однажды его пригласила добрая волшебница в сказочный Звуковой город. В этом городе он увидел красивые домики. Какого они цвета?
Педагог поочерёдно показывает звуковые домики.
- Этот домик... (красный). А этот... (синий). Захотелось Топтыжке потрогать их. Подошел он к Красному домику, прикоснулся, и он зазвучал: «А-а-а», «У-у-у», «И-и-и», «О-о-о». По дошел Топтыжка к Синему домику. Из него донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, 6-6-6». Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному.) Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие — языком (р-р-р), некоторые звуки поются (а-а-а, у-у-у).
3. Формирование представления о «слове».
- Волшебница пригласила Мишку - Топтыжку в свой сад.
Выставляется картинка «Сад» и нижеуказанные картинки.
- Что увидел Топтыжка в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.)
- Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны.) Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что только видит глаз —
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А. Шибаев)
- Топтыжка спраши вает: почему звучат слова? Потому, что слова состоят из звуков.
Далее педагог просит назвать предметы, которые лежат у неё на столе: громко, тихо, протяжно, отрывисто. Педагог обращает внимание детей, что они много назвали слов, что слово — это название какого-либо предмета. Слова произносятся ласково, громко, бывают длинные, короткие.
- Придумайте любые слова, произнесите их ласково, громко, протяжно Произношение слов с утрированным выделением каждого звука. Сначала педагог сам даёт образец утрированного произношения слова.
III. Физ. минутка (ОО «Физическое развитие»).
- А сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок.
Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся. Дети имитируют легкое дуновение
ветра и слегка шевелят пальцами.
Сильный ветер — качаются деревья.
Наклоны туловища.
Осенние листочки на веточках сидят
Присесть.
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый: «А-а-а».
Рябиновый: «И-и-и».
Березовый: «О-о-о».
Дубовый: «У-у-у».
IV. Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно- эстетическое»).
У каждого ребенка в тетрадях точечный контур домиков:
- Обвести контур одного домика синим цветом, другого - красным.
V. Итог (ОО «Речевое развитие»):
- Ребята, расскажите Мишке – Топтыжке в каких домиках живут звуки?
- Из чего получается слова? (из звуков).
- Вспомните, какие слова мы сегодня называли? Давайте, назовём их ласково, громко, тихо.
- Что вам понравилось, запомнилось на занятии?
Задачи:
Обучающие:
- познакомить со звучащим словом: формировать умение детей самостоятельно
называть слова;
- формировать умение слушать и слышать произносимые слова;
- закрепить представления о речевых и неречевых звуках;
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховой, зрительный, цветовой гнозис;
- развивать мелкую моторику;
- развивать силу голоса;
- формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные:
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навык общения.
Материал: звучащие предметы, домики согласных и гласных звуков (красный и синий), сюжетная картинка «Сад», предметные картинки:деревья, груши, яблоки, цветы, маки, розы, тюльпаны, тетрадь (на каждого ребёнка), цветные карандаши (на каждого ребёнка), игрушка для мотивации (Мишка – Топтыжка).
Эмоциональный настрой. Психогимнастика. «У нас всё получится!».
Педагог стоит в центре круга перед детьми.
- Ребята, дайте мне ваши ручки. Посмотрите мне в глаза и послушайте, что я вам скажу:
- Вы уже большие, вы уже многое умеете.
- Вы умеете внимательно слушать, помогать друг другу, вы дружные ребята, у вас все получится.
ХОД
I. Мотивация.
- Сегодня к нам пришел в гости Мишка - Топтыжка. Топтыжка для вас принёс музыкальные инструменты
II. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия. Постановка цели занятия. (ОО «Речевое развитие»).
1. У детей на столах по одному звучащему предмету.
- Сделайте так, чтоб предмет зазвучал.
- Какие звуки издают эти предметы? (не речевые).
- Какие еще бывают звуки? (речевые).
- Придумайте речевой звук.
2. Мишка – Топтыжка рассказал, что однажды его пригласила добрая волшебница в сказочный Звуковой город. В этом городе он увидел красивые домики. Какого они цвета?
Педагог поочерёдно показывает звуковые домики.
- Этот домик... (красный). А этот... (синий). Захотелось Топтыжке потрогать их. Подошел он к Красному домику, прикоснулся, и он зазвучал: «А-а-а», «У-у-у», «И-и-и», «О-о-о». По дошел Топтыжка к Синему домику. Из него донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, 6-6-6». Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному.) Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие — языком (р-р-р), некоторые звуки поются (а-а-а, у-у-у).
3. Формирование представления о «слове».
- Волшебница пригласила Мишку - Топтыжку в свой сад.
Выставляется картинка «Сад» и нижеуказанные картинки.
- Что увидел Топтыжка в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.)
- Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны.) Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что только видит глаз —
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А. Шибаев)
- Топтыжка спраши вает: почему звучат слова? Потому, что слова состоят из звуков.
Далее педагог просит назвать предметы, которые лежат у неё на столе: громко, тихо, протяжно, отрывисто. Педагог обращает внимание детей, что они много назвали слов, что слово — это название какого-либо предмета. Слова произносятся ласково, громко, бывают длинные, короткие.
- Придумайте любые слова, произнесите их ласково, громко, протяжно Произношение слов с утрированным выделением каждого звука. Сначала педагог сам даёт образец утрированного произношения слова.
III. Физ. минутка (ОО «Физическое развитие»).
- А сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок.
Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся. Дети имитируют легкое дуновение
ветра и слегка шевелят пальцами.
Сильный ветер — качаются деревья.
Наклоны туловища.
Осенние листочки на веточках сидят
Присесть.
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый: «А-а-а».
Рябиновый: «И-и-и».
Березовый: «О-о-о».
Дубовый: «У-у-у».
IV. Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно- эстетическое»).
У каждого ребенка в тетрадях точечный контур домиков:
- Обвести контур одного домика синим цветом, другого - красным.
V. Итог (ОО «Речевое развитие»):
- Ребята, расскажите Мишке – Топтыжке в каких домиках живут звуки?
- Из чего получается слова? (из звуков).
- Вспомните, какие слова мы сегодня называли? Давайте, назовём их ласково, громко, тихо.
- Что вам понравилось, запомнилось на занятии?