Выпуск № 62 (137) 2021

Макарова Л.А. Играть и (или) развиваться

Играть и (или) развиваться

Я выросла, но не перестала играть.

Сейчас модно развивать детей. Чем больше секций и кружков посещает ребенок, чем быстрее он учится читать и считать, тем более успешным он станет, повзрослев. Если в свои четыре года он уже учит английский и знает, как ходит конь в шахматной игре, то его непременно ждет «большое будущее». Он займет высокое положение в обществе и будет обеспечен материально. Поэтому родители вкладывают деньги, силы и время в образование своих детей, едва их чада учатся говорить.
Основной вид деятельности для ребенка, это игра. В игре он развивается, через игру приобретает знания о мире, навыки общения. Я хорошо помню себя в детстве. Помню, как я играла с соседом по лестничной площадке в семью: он ездил на велосипеде на работу, а я в это время готовила суп в песочнице. Помню, как играла в детском саду в дочки-матери, а дома с бабушкой во врача. Моя мама всегда говорила, что как могла, продляла моё детство, давая мне возможность играть, играя вместе со мной.
Я выросла, но не перестала играть, теперь уже как педагог, играю с детьми на праздниках, которые организую и провожу. Музыкальные игры положительно влияют на развитие чувства ритма и умение двигаться. Игры с элементами соревнований, учат ребят соперничать и поддерживать друг друга, интеллектуальные игры тренируют мыслительную деятельность, учат сравнивать, проводить аналогии, искать правильные ответы, игры народов мира, знакомят с культурами разных стран.
Соревновательный дух большинства настольных игр помогает удерживать внимание, концентрироваться на игре, не отвлекаться, так же развивает скорость реакции.
Работая с детьми, непросто преподнести сюжетно-ролевую игру так, чтобы им захотелось в нее поиграть. Часто они скованы на занятиях, стесняются войти в предложенный им образ. Хочу отметить, что когда в настольной игре предлагается стать тем или иным героем, у ребят это получается намного легче. Ведь им не нужно изображать персонаж с помощью мимики, пантомимики и голоса, необходимо только выполнить действие, которое предписано данному персонажу. За выполнением действия следует возникновение эмоций, и ребята все равно вживаются в роль, переживают за своего персонажа, взаимодействуют с другими от его имени, вследствие чего вступают в различные весьма необычные для себя ситуации общения.
С помощью игр мы учимся слушать и слышать друг друга, высказывать своё мнение, не боясь быть неправым. Учимся выигрывать и принимать поражение, радоваться победам товарищей. Игры заставляют думать на несколько ходов вперед и в то же время быть спонтанными, рисковать, а иногда отказываться от необдуманного риска. И, конечно, игра учит помогать и принимать помощь, договариваться, строить коллективные стратегии, работать в команде.