Часто говорят, что ребенок играет, когда он, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым, но настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом другой. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль, и начинает действовать в соответствии с этой ролью, хотя ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей: маму, воспитательницу, водителя, продавца. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности. Роль в сюжетной игре, как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры. В игре существует два вида взаимоотношений игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношение по сюжету и роли, а реальные – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникшие в ходе игры вопросы. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. В игре возникает обмен опытом, так дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. Игровые взаимоотношения, могут быть осложнены реальными, если инициатор игры берет на себя роль подчиненного, но реально продолжает руководить игрой. Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадется. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки.
В дошкольном возрасте общение становится частью и условием сюжетно-ролевой игры, приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности, такие как лепка, рисование, а также начальные формы трудовой и учебной деятельности. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих действий с игрушками, предметами-заместителями активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д. Ребенок, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей и все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка. Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное значение для развития личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей переключить ребенка на учебную деятельность, порождает у дошкольника внутриличностный конфликт, в результате которого, возникает чувство вины, которое внешне может проявляться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности, способствует появлению чувства неполноценности. Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребенок чаще старается воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение. Каждый ребенок занимает в группе определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешности и т.д. Дети объединяются в игре, в большей степени, учитывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок. Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые взаимоотношения оказывают существенное влияние на становление личности ребенка.
Таким образом, в игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка, умения общаться в коллективе сверстников, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Список литературы:
1. Абрамян Л.А., Антонова Т.В. и др. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
3. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 384 с.