Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf
В XXI веке становится ясным, что реализация творческих задатков и воспитание креативной личности является основной задачей, начиная с дошкольного этапа образования. В современном обществе ребенок учится быть готовым к максимально эффективному использованию своих способностей, применению знаний и умений в нестандартных условиях, умению быстро реагировать на все изменения, происходящие в мире, в науке, технике и искусстве, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Одним из направлений музыкальной деятельности, в которой происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, является «элементарное музицирование». Это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли.
Давайте представим ситуацию: ребёнок оказывается один в музыкальном зале, где в полной для него доступности лежит музыкальный инструмент. Что он будет делать? Конечно, он непременно возьмёт его и начнет изучать. Будет звенеть, трясти, ударять по нему, затем будет бегать с ним и прыгать, при этом приговаривая или выкрикивая что-нибудь. Лицо его при этом будет выражать самозабвенное счастье и радость.
Это и есть идея «элементарного музицирования», где происходит объединение речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.
Основоположником теории «элементарного музицирования» явился немецкий композитор Карл Орф. На первое место он ставил игру, как естественную деятельность ребенка, в ходе которой он познает жизнь, а также меньше всего утомляется, при этом интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях.
Ведущим принципом орфовской педагогики является «обучение в действии»: ребенок вовлекается педагогом в процессе активных действий, связанных с познанием музыки. Действие всегда считалось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Ведь если взять во внимание тот факт, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим, то просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
Суть занятий по системе Карла Орфа составляет соединение музыки, слова и движения. В основе занятия лежит творческая деятельность детей, в которой они могут импровизировать, проявлять индивидуальность, спонтанно мыслить и сиюминутно воплощать идеи в творчество. Ведь музыкальное воспитание, не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению или игре на музыкальных инструментах.
Задача музыкального воспитания – стимулировать творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования.
Элементы системы Карла Орфа гармонично вплетаются в структуру непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, а единая линия помогает детям хорошо воспринимать новый материал, ориентироваться в нем, создавать образы, импровизировать и радоваться собственным успехам.
Речевые упражнения - наиболее доступное и незаменимое средство для развития предпосылок умения импровизировать. Они способствуют развитию у ребенка чувства ритма, формированию артикуляционного аппарата, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов.
Поэтическое музицирование – это озвучивание стихотворений, сказок, декламирование текста под музыку, к которому могут добавляться движения или игра на музыкальных инструментах. Исполняя стихотворение таким способом, дети легко могут прочувствовать настроение музыки и поэтического текста, а также понять образный музыкальный язык.
Музыкально-двигательные упражнения – учат изображать музыкальный материал при помощи простых движений — щелчков, шлепков, хлопков, притопов. Они подготавливают детей к спонтанной двигательной импровизации.
Игра на музыкальных инструментах – это тот элемент системы, который организует детский коллектив. Именно здесь дети учатся слушать друг друга, взаимодействовать между собой, вести диалог на музыкальном языке.
Одним из любимых видов детского оркестра можно с уверенностью считать оркестр из самодельных музыкальных инструментов. Использование их в работе, а также конструирование их вместе с детьми, очень важно с методической точки зрения. Ведь детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.
Элементарный музыкальный театр – связывает в одно целое все перечисленные ранее элементы системы. Здесь происходит соединение музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.
Карл Орф считал, что развитие творческих способностей детей в одной сфере, обязательно отразится и на другой: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитие желания и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка»
В XXI веке становится ясным, что реализация творческих задатков и воспитание креативной личности является основной задачей, начиная с дошкольного этапа образования. В современном обществе ребенок учится быть готовым к максимально эффективному использованию своих способностей, применению знаний и умений в нестандартных условиях, умению быстро реагировать на все изменения, происходящие в мире, в науке, технике и искусстве, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Одним из направлений музыкальной деятельности, в которой происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, является «элементарное музицирование». Это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли.
Давайте представим ситуацию: ребёнок оказывается один в музыкальном зале, где в полной для него доступности лежит музыкальный инструмент. Что он будет делать? Конечно, он непременно возьмёт его и начнет изучать. Будет звенеть, трясти, ударять по нему, затем будет бегать с ним и прыгать, при этом приговаривая или выкрикивая что-нибудь. Лицо его при этом будет выражать самозабвенное счастье и радость.
Это и есть идея «элементарного музицирования», где происходит объединение речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.
Основоположником теории «элементарного музицирования» явился немецкий композитор Карл Орф. На первое место он ставил игру, как естественную деятельность ребенка, в ходе которой он познает жизнь, а также меньше всего утомляется, при этом интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях.
Ведущим принципом орфовской педагогики является «обучение в действии»: ребенок вовлекается педагогом в процессе активных действий, связанных с познанием музыки. Действие всегда считалось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Ведь если взять во внимание тот факт, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим, то просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
Суть занятий по системе Карла Орфа составляет соединение музыки, слова и движения. В основе занятия лежит творческая деятельность детей, в которой они могут импровизировать, проявлять индивидуальность, спонтанно мыслить и сиюминутно воплощать идеи в творчество. Ведь музыкальное воспитание, не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению или игре на музыкальных инструментах.
Задача музыкального воспитания – стимулировать творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования.
Элементы системы Карла Орфа гармонично вплетаются в структуру непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, а единая линия помогает детям хорошо воспринимать новый материал, ориентироваться в нем, создавать образы, импровизировать и радоваться собственным успехам.
Речевые упражнения - наиболее доступное и незаменимое средство для развития предпосылок умения импровизировать. Они способствуют развитию у ребенка чувства ритма, формированию артикуляционного аппарата, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов.
Поэтическое музицирование – это озвучивание стихотворений, сказок, декламирование текста под музыку, к которому могут добавляться движения или игра на музыкальных инструментах. Исполняя стихотворение таким способом, дети легко могут прочувствовать настроение музыки и поэтического текста, а также понять образный музыкальный язык.
Музыкально-двигательные упражнения – учат изображать музыкальный материал при помощи простых движений — щелчков, шлепков, хлопков, притопов. Они подготавливают детей к спонтанной двигательной импровизации.
Игра на музыкальных инструментах – это тот элемент системы, который организует детский коллектив. Именно здесь дети учатся слушать друг друга, взаимодействовать между собой, вести диалог на музыкальном языке.
Одним из любимых видов детского оркестра можно с уверенностью считать оркестр из самодельных музыкальных инструментов. Использование их в работе, а также конструирование их вместе с детьми, очень важно с методической точки зрения. Ведь детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.
Элементарный музыкальный театр – связывает в одно целое все перечисленные ранее элементы системы. Здесь происходит соединение музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.
Карл Орф считал, что развитие творческих способностей детей в одной сфере, обязательно отразится и на другой: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитие желания и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка»