2023 2022
1 (219) 2023

Якушкина А.Н., Скворцова Г.В., Бурцева Н.Г. СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf

Актуальность данной статьи определяется ухудшением здоровья населения страны и подрастающего поколения, отсутствием достаточных физических нагрузок, малоподвижный образ жизни. Качественное отношение к своему здоровью закладывается с момента рождения ребенка и система дошкольного образования выступает базисом формирования ценностного отношения к своему здоровью у ребенка дошкольного возраста.

Классический подход к организации физического воспитания дошкольников, необоснованность физических нагрузок, или их полное отсутствие, отрицательно сказывается на эффективности процесса физического воспитания дошкольников, а соответственно и их здоровью.

Стретчинг — это современная технология физического воспитания, делающая учебно-воспитательный процесс привлекательным и интересным, мотивируя дошкольников на активные занятия физической культурой и спортом[2].

В основе организации физкультурных занятий с элементами стретчинга лежат основные принципы дидактики[2]:

Наглядности - упражнения игрового стретчинга основаны на подражании, сюжетных образах, имитации.

Доступности – формирование физических качеств происходит на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и усложняется в соответствии с этими подходами.

Систематичности – в образовательном процессе должны быть представлены систематически, что способствует усложнению и увеличению физической нагрузки.

Индивидуального подхода – опирающегося на принцип природосообразности, учета потребностей и интересов ребенка дошкольного возраста.

Сознательности – дошкольники должны понимать важность занятий физическими упражнениями и быть мотивированны на их выполнение.

С учетом возрастных особенностей дошкольников физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста имеют свои особенности и структуру[1]:

- в возрасте 3-4 года — это игра, которая вызывает интерес и желание включаться в физкультурную деятельность. Педагогическая задача направлена на формирование умений концентрировать внимание, ориентироваться в пространстве, уметь применять оборудование по назначению, обращать внимание на свою осанку и дыхание, включаться в выполнение простейших упражнений стретчинга (наклоны вперед, вытягивание позвоночника вверх, стойка на четвереньках и др.)

- в возрасте 5-6 лет упражнения усложняются, но при этом, должны вызывать желание ими заниматься и доставлять удовольствие ребенку. Одним из важных направлений является формирование творческих способностей, развитие навыков самостоятельности при выполнении упражнений игрового стретчинга.

- в возрасте 6-7 лет должна быть сформирована потребность в двигательной активности, упражнения усложняются и усиливаются в отношении физической нагрузки, упражнения выполняются самостоятельно, включается большое количество творческих заданий, направленных на развитие креативных способностей у дошкольников и соответственно физических качеств.

Основу игрового стретчинга составляют упражнения на расслабление мышц и чередование с физической нагрузкой, т.е. создание обратной связи между растяжением и расслаблением.

Упражнения рекомендуется сочетать с музыкальным сопровождением, рассказом, настраивающим дошкольников на предстоящую деятельность и создающие положительные эмоции настроение.

В структуре занятии игровым стретчингом выделяют три части[2].

Вводная часть – задачей, которой является подготовка организма ребенка к предстоящей физической деятельности. Ребятам предлагаются несложные комплексы упражнений на внимание, координацию движений, внимания, ритмопластику.

Основная часть занятия направлена на закрепление знакомых упражнений и на их основе происходит формирование новых физических качеств и умений. В этой части первоочередными являются упражнения на растягивание позвоночника.

В заключительной части организм ребенка должен придти в физиологическую норму, восстановиться и переключиться на другие виды работы (это упражнения на дыхание, релаксационные упражнения, которые желательно организовывать в форме игры и сопровождать музыкальным фоном или же произведениями художественно творчества (рассказ, сказка, и др.) ) Дошкольников нужно научить дышать правильно – вдыхать носом, и соотносить выдох и вдох.

Содержание физкультурных занятии с элементами игрового стретчинга состоит из комплекса пяти или восьми упражнений (определяются возрастом), способствуют развитию гибкости в различных группах мышц. Важно помнить, что физическая нагрузка должна распределяться равномерно на все тело ребенка и учитывать это при планировании работы по подбору данных упражнений и написания сценария занятия.

Игровой стретчинг помогает дошкольникам переключать внимание, при выполнении игровых упражнений на растяжку мышц и чередование их с отдыхом. Во время выполнения любого упражнения воспитатель обращает внимание на правильность осанки и положение тела и корпуса ребенка (спина должна быть прямой). Длительность выполнения каждого упражнения составляет от пяти до двадцати минут в зависимости от возраста. В перерывах между упражнениями дети учатся правильно сидеть в течение одной минуты.

В занятия целесообразно включать помимо самих упражнений танцевальные игры, направленные на развитие творчества, импровизации, актуализации двигательной деятельности. В конце любого занятия проводится рефлексия, самоанализ, где каждый ребенок оценивает себя и высказывает свое отношение к деятельности. Игровые упражнения должны выполняться без больших усилий, рывков, ритмично. Амплитудой движений, количеством повторов упражнений регулируется нагрузка на занятии.

Таким образом, методику стретчинга можно начинать применять с детьми среднего дошкольного возраста. Эффективность данной методики определяется воздействием на все группы мышц, игровым характером упражнений, основанных на сюжетах сказочных персонажей, элементах волшебства (превращение в разнообразных животных, насекомых и т.д.), что эффективно сказывается на процессе формирования физических качеств. навыков и умений у детей дошкольного возраста и делает процесс физического воспитания эффективным.

Список литературы1. Чайковская Е. А. Использование игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 622-625.

2. Томпсон Ванесса «Стретчинг для здоровья и долголетия», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004г