Выпуск № 65 (140) 2021

Опарина М.Г. Использование интерактивных игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Аннотация:
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее-ИКТ) затрагивает все сферы жизни современного человека, но наиболее перспективные возможности открывает именно для образования, благодаря появлению совершенно новых методов и средств обучения, а также более интенсивному их внедрению в образовательных процесс. Проблема применения ИКТ в образовательном процессе рассматривалась в работах многих отечественных исследователей. В настоящее время доказаны преимущества компьютерной технологии для интенсификации и активизации обучения (И. В. Алехина, Г.В. Рубина), для реализации творческого, развивающего характера обучения (В. А. Андреев, В. Г. Афанасьев, Г.М. Клейман и др.).
Так как одним из периодов наиболее интенсивного развития мышления является дошкольный возраст, который готовит переход от наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому, многие исследования посвящены обоснованию возможностей применения компьютерных технологий в обучении детей 3–6 лет (Ю.М. Горвиц [1], В. Моторин [2] и др.).
Как показывают исследования С. Новоселова и Г. П. Петку [3], компьютер играет особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. Многие исследователи отмечают, что педагог, применяющий в своей работе ИКТ, получает уникальную возможность для повышения мотивации и совершенствования обучения современных детей дошкольного возраста, создавая этим позитивный эмоциональный фон образовательной деятельности, развивая умственные и творческие способности дошкольников и осознанно усваивая ими предложенный материал. Однако до сих пор при всем понимании необходимости использования ИКТ в образовательном процессе в условиях ДОУ, сохраняется потребность в апробированных методических материалах по различным темам в работе с детьми дошкольного возраста.
Практика работы показывает, что современный педагог должен владеть навыками и умениями работать с интерактивными и цифровыми ресурсами для обогащения образовательной среды и образовательного процесса. Согласно Федеральному закону от «Об образовании в Российской Федерации» [4] в наше время идет энергичное внедрение и использование инновационных процессов в образовательных организациях в том числе и детских садах, а обновленные требования к сфере образования приводят педагогов к систематической работе по повышению своего профессионального уровня компетентности. Следствием для такой работы служат стандартизированные требования, отраженные в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) » [5].
Развитие речи-самый ответственный период в развитии ребёнка, а ещё важнейший компонент в федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее-ФГОС ДО) [6]
Цель работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста это становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми. Практика же свидетельствует об увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
К сожалению, сегодня образная и богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольников-очень редкое явление. В связи с этим, педагогу необходимо заботиться, чтобы речь ребенка была своевременно сформирована, была чистой и правильной, он должен предупреждать и исправлять различные нарушения, которые считает отклонениями от общепринятых форм русского языка.
В соответствии с ФГОС ДО дети дошкольного возраста должны:
-владеть активной устной речью, включаться в общение, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
-выстраивать речевое высказывание в ситуации общения;
-обращаться с вопросами и просьбами;
-понимать речь;
-проявлять интерес к стихам, песням, сказкам;
-выражать свои мысли и желания;
-уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватно проявлять свои чувства и стараться разрешать конфликты.
Наибольший эффект работы по развитию речи ребенка дошкольного возраста будет получен, если проводить её через многообразие игр, так как важнейшим и основным видом деятельности дошкольников по ФГОС ДО является игра. Современных детей не удивить обычными традиционными средствами наглядности-книгами, картинками, игрушками, так как они с раннего детства включены в среду гаджетов.
Дети больше увлечены играми в телефоны, планшеты, смотрят телевизоры. Огромный поток информации оказывает большое влияние на восприятие детьми окружающего мира. В связи с этим педагог должен идти в ногу со временем и активно применять в работе с детьми интерактивное оборудование и интерактивные игры.
Использование компьютерных средств в ДОУ:
-формирует мотивацию к процессу говорения;
-воспитывает внимание к речевому оформлению мыслей;
-развивает звуковую культуру речи (артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи);
-пополнение и активизация словаря;
-совершенствование грамматического строя речи;
-закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
-совершенствование диалогической и монологической речи.
-развитие психофизиологических функции, которые обеспечивают готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
-обогащение кругозора.
Интерактивность-это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, это-одна из характеристик диалоговых форм познания. Интерактивная игра-это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей.
Игра должна служить средством интенсификации учебного процесса только тогда, когда она педагогически и методически целенаправлена, иными словами, когда она является средством обучения. Нельзя, чтобы игра превратилась в игру-развлечение.
При создании интерактивных игр важно не только придумать историю и мотив для игры, но и подобрать задания, соответствующие возрасту и цели занятия. По мотивам любой игры можно придумать задания, которые могут нести дополнительную нагрузку. Можно задать дополнительные вопросы, попросить что-то уточнить, проговорить задание, описать предмет, составлять предложение, составлять рассказ, придумать альтернативное завершение истории и так далее.
Интерактивные игры так же могут быть предложены родителям дошкольников в качестве дополнительных развивающих материалов. Интерактивные и мультимедийные средства вдохновляют и призывают детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Яркое, красочное оформление программ, анимация и мультипликационные герои активизируют внимание детей, развивают ассоциативное мышление, а правильно подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.
Таким образом, интерактивное оборудование, которое активно входит в нашу жизнь, становится важным и необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
В нашем ДОУ приобретен интерактивный комплекс (интерактивная доска и короткофокусный проектор). Все чаще я стала его применять для занятий с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию детей и речевому развитию. На своих занятиях я так же использую ноутбук, телевизор. Использование интерактивных игр в образовательных целях я строю с учетом правил, которые направлены на здоровьесбережение детей согласно Санитарным Правилам [7]
Нормы для воспитанников Электронных средств обучения

Вид устройства

Возраст ребенка

Продолжительность мин, не более


Суммарно на одно занятие

Суммарно в день

Интерактивная доска

5-7

7

20

Интерактивная панель

5-7

5

10

Персональный компьютер

6-7

15

20

Планшет

6-7

10

10

По новым гигиеническим нормативам нельзя использовать гаджеты для работы с детьми до пяти лет. Работа с электронными средствами обучения нормативна только для старших дошкольников.
Так же при работе с ЭСО:
-во время показа нужно следить правильной осанкой детей;
-во время и после презентаций, просмотра игр и мультимедиа проводить динамические паузы и физкультминутки.
Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает работу педагога более эффективной и интересной.
Применение интерактивной доски:
-позволяет реализовать принцип наглядности, это очень важно для детей, так как внимание детей бывает сложно удержать;
-открывает больше возможностей для импровизации и индивидуализации занятий для каждой конкретной группы в ДОУ;
-обеспечивает экономию времени при подготовке образовательно-учебного материала за счет возможности подключения к интернету и специализированных функций;
-существенно облегчает объяснение сложного материала за счет яркого, эффектного и динамичного изложения.
Я считаю, внедрение интерактивных досок в дошкольных учреждениях – это наиболее эффективный способ мотивации обучения и создания надлежащих условий для благоприятного формирования интеллектуальных и творческих навыков у детей!
Конечно же существуют не только положительные стороны работы с ЭОР, но и отрицательные, в основном это аргументы со стороны медиков. Например:
-ухудшение зрения и осанки;
-сидячее положение в течение длительного времени;
- воздействие электромагнитного излучения монитора;
- появление утомления;
- нервно-эмоциональное напряжение;
- эмоциональные стрессы.
В связи с этим, при выборе работы с детьми с помощью ЭОР, надо очень внимательно и рационально подходить к подбору контента.
Существует много онлайн - конструкторов для создания интерактивных игра и упражнений. Они являются сервисами web2.0, их функциональные и интерфейсные решения периодически модернизируются и могут приобретать новый облик. Они предназначены для создания и использования интерактивных заданий и представляют собой сервисы для создания флэш-карт с возможностью вставки текста, картинок и видеороликов на рабочую карточку, сервисы для создания и генерации кроссвордов, ребусов, пазлов, сервисы для создания дидактических игр как по готовым шаблонам, так и своих собственных:
1.https://learningapps.org/.
2.https://mersibo.ru/
3.https://roboborik.com/
4.https://quizlet.com/ru/256307849/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82-flash-cards/
http://rebus1.com/ и другие.
Из опыта работы с детьми дошкольного возраста чаще всего используются интерактивные игры по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте):
-сайт «Робоборики»: тема «Звук, слог, буква», тема «Согласные и гласные звуки», тема «Схема слова» и другие;
-сайт «Мерсибо»: «Лишний слог», «Бедный дракончик», «Конструктор картинок» - где можно разрабатывать игры и пособия для детей. Здесь можно найти картинки на все звуки и буквы, на все основные темы, из которых можно конструировать любые нужные сюжеты, сохранить их, распечатать их и использовать на занятиях детьми.
Игры на этих сайтах разработаны с учетом требованиям ФГОС ДО:
-являются элементом компьютерной среды, которая касается ребёнка;
-требуют участия взрослого, совместной деятельности;
-несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
-формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
-создают ситуацию успеха и достижения цели;
-стимулируют познавательное развитие детей.
Разработчики интерактивных игр и пособий «Робоборики» и «Мерсибо» охватывают все аспекты развития речи, такие как:
-звукопроизношение;
-фонематический слух;
-звукобуквенный анализ;
-грамматические навыки;
-лексический запас;
-связная речь;
-обучение чтению.
Также в своей работе использую сайт https://learningapps.org/. Мои разработки в виде упражнения «Многозначные слова», «Отгадай слово» и другие, можно на этом портале [8].
И другие мои наработки можно найти и посмотреть на этом портале [9].
Исходя из этого, я делаю вывод, что правильное, дозированное, систематически целенаправленное использование в образовательном процессе интерактивных и мультимедийных развивающих игр способствует расширению кругозора детей и словарного запаса, увеличивает речевую активность, формирует навыки правильной речи, развивает фонематические процессы, мелкую моторику. Также у детей происходит активизация концентрации внимания, памяти и мышления. И все это не в ущерб физическому и психологическому здоровью.
Список используемых источников:
1. https://doshkalenok.ucoz.ru/publ/1-1-0-2.
2. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр //Дошкольное воспитание. 2000. № 11
3. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N° 273-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 07.07.2021)
5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) »: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н « (Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf (дата обращения:).
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 155 г. Москва [Электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244 (дата обращения:).
7. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648- Санитарные правила...») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) ».
8. (https://learningapps.org/user/%D0%9C%D0%90%D0%A0%D0%A3%D0%A1%D0% AF2017)
9. https://drive.google.com/file/d/1OGrA68Ns9Gg6UzZy8TOHNNYh1gGIVdD4/view? usp=sharing.