Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях интеграции разных видов деятельности. Формирование математических представлений осуществляется через другие виды деятельности, например через речевое развитие, через мероприятия речевого цикла.
Использование элементов элементарных математических представлений возможно в совершенствовании разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи, в том числе объяснительной.
Понятия "низкий- высокий", "узкий- широкий", "длинный- короткий", "вверх-вниз", "вправо-влево", "вперед-назад" применимы на разных этапах работы.
Установлено, что уровень развития речи ребенка прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук, это обусловлено близостью речевого и двигательного центров в коре головного мозга. Несформированность тонкой моторики рук – это неточность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в мыслительном процессе, а поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. Для активизации этих центров хорошо использовать пальчиковую гимнастику с пальчиковыми куклами и без. Но конечно в пальчиковой гимнастике не обойтись без счета и соблюдения логически последовательных действий. Например, на каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев.
Для формирования предпосылок правильной артикуляции целесообразно использовать игры, развивающие кинестетические и тактильные ощущения, например «волшебный мешочек», предлагать детям на ощупь достать все круглые предметы или все большие. Тактильные ощущения также развивает прием моделирования цифр, геометрических фигур из пластилина. Интересно, что сдавливания подушек пальцев стимулируют созревание клеток коры головного мозга. Здесь поможет "Игра с прищепками", а в игре с "резиночками" мы решаем сразу несколько задач:
- закрепление понятия о цвете, давая задание - соедини, только красные кружки или красные и желтые; сделай квадрат, треугольник;
- совершенствуем и развиваем лексический словарь, наполняя его понятиями (красный, синий, зеленый, желтый; круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный; большой, маленький; узкий, широкий и др.);
- учим классифицировать и дифференцировать по признакам;
- прививаем навыки логического мышления.
В артикуляционной гимнастике, дети, выполняя упражнения под счет – используют слуховой и двигательный анализаторы, или считают про себя самостоятельно, заданное количество раз – ведя внутренний контроль и закрепляя порядковый счет.
При отработке артикуляции использование понятий, говоря о языке, "узкий-широкий", "вверх-вниз", "вправо-влево", развивает ориентировочно-пространственное восприятие. При произнесении ребенком звука изолированно или в слогах, словах выполняется задача автоматизации порядкового счета, например, произнеси звук десять раз или слог, слово три раза.
Заучивание стихов, чистоговорок, участие в физминутках, отгадывание загадок в которых присутствуют математические понятия, решение математических задач, способствуют закреплению математических представлений и развитию речи.
Использование приема сравнения в разных практических действиях детей, например: покажи домик низкий, затем домик выше, переходит в задания с усложнением - выложи справа высокий домик, а слева низкий; выложи справа высокий желтый домик, а слева синий низкий на этом же примере отрабатываются понятия формы фигур. Это задания: сложи машину из зеленых квадратов и треугольников; сложи так, чтобы кабина была из красных треугольников, а кузов из желтых квадратов или сложи кабину из маленьких квадратов, а кузов из больших.
Отвечая на вопросы, рассматривая сюжетные картинки,дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложениях. Например: "Кукла сидит между зайчиком и собачкой. Кукла сидит выше матрешки, машины и пирамидки". "В лесу дерево выше, чем куст. Цветок ниже куста". В описании сюжетной картинки отвечают на вопросы: "Сколько детей на картинке, посчитай", "Девочка играет, с чем? Мяч, какой?" и т.д.
Как показывает практика, использование элементарных математических представлений на разных этапах развития речи способствует развитию правильных представлений о позиции звука в слове, о расположении звука по отношению к рядом стоящему звуку, о количестве звуков в слове, количестве слов в предложении; активизирует логические связи, что напрямую развивает представления о грамматических конструкциях, т.е. употребление падежных окончаний, согласование существительного с числительным и наоборот, образование притяжательных прилагательных. Безусловно, использование элементарных математических представлений, как часть представлений ребенка о мире, ускоряет процесс обследования речевого развития, помогает на начальных этапах по постановке звукопроизношения, активизации звуков в словах по средствам чистоговорок и считалок, в которых представлен порядковый счет, представления о форме и величине.
Использование игровых методов и приемов формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.
Список литературы:
1. Антакова-Фомина Л. В. "Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук".– М.: 1997. -с. 210.
2. Новикова В.П. "Математика в детском саду". - М.:Мозайка-Синтез, 2010.-
с. 101.
3. Ткаченко Т. А. "Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики", М.:Эксмо,2013. - с.154.
4. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. - с. 109-131.