2023 2022
1 (219) 2023

Гаврилова Ю.В. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИРОДООХРАННЫЙ, СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-9.pdf

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию опыт работы нашего детского сада по освоению естественно-научной грамотности.

И начну с определения понятия естественно-научная грамотность.

Естественно-научная грамотность — это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Иными словами, можно сказать, что это то же самое экологическое воспитание, способствующее успешной социализации маленького ребёнка в окружающем мире.

Мы с вами, в лице дошкольных организаций являемся начальным звеном системы образования и призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Для реализации этой задачи мы используем разнообразный инструментарий, различные формы методов и приёмов.

Одним из таких инструментов формирования естественно-научных представлений для нашего детского сада стал новый природоохранный социально-образовательный проект по формированию у детей экологической культуры - «Эколята – Дошколята»

О проекте

Это проект всероссийского масштаба. Участвуем мы в нём с 2019 года.

Целью проекта является формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи Проекта:

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Данный проект долгосрочный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и представляет собой комплекс игровых мероприятий, заданий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

Особенностью проекта является то, что все мероприятия проводятся с участием сказочных героев «Эколят» - друзей и защитников природы.

В нашем детском саду эти герои представлены в виде фанерных фигур. Одна из них, например, встречает вас у входа. А для активных мероприятий мы пошили костюмы, в которых сами предстаём перед детьми в образах Эколят.

Обязательным условием проекта является присутствие на стендах (в уголках) логотипа «Эколята» и образов всех сказочных героев Эколят («Умницы», «Шалуна», «Тихони» и «Ёлочки»).

Стенды могут включать рисунки и фотографии с элементами природы, а также текстовые материалы по тематике сохранения природы, животного и растительного мира.

Экспозиция стенда (уголка) должна содержать информацию о природоохранной и экологической деятельности воспитанников, о предстоящих экологических мероприятиях, о подведении итогов тематических экологических и природоохранных конкурсов, викторин, олимпиад, акций.

Участие в данном проекте абсолютно не спонтанное, захотели – стали Эколятами. Необходимо для начала от лица руководства образовательной организации направить письмо в программный комитет Проектов о внесении организации во Всероссийский реестр участников Проектов, и получить разрешение на использование логотипа «Эколята» и образов сказочных героев. Более подробную информацию вы можете найти на официальном сайте проекта «Эколята. рф»



Реализация проекта.

Для детей проект начинается с яркого праздника посвящения в ряды Эколят – друзей и защитников природы. Где ребята произносят официальную клятву и исполняют гимн Эколят. Каждому из них вручается отличительный знак – пилотка с логотипом Эколят и галстук. И происходит передача символа Эколят – статуэтки с логотипом, хранящейся в группе до самого выпуска ребят из детского сада и которую, они потом передают следующим участникам проект.



Праздник проводится официально, торжественно, что позволяет ребятам понять важность происходящего события.

В рамках реализации проекта предусматривается разносторонняя деятельность. У нас это различные экологические мероприятия, природоохранные акции, конкурсы, викторины, олимпиады.

Уже традицией для нас становится участие в ежегодном Всероссийском уроке "Эколята- молодые защитники природы" и Олимпиаде Эколят. Все материалы к уроку нам направляются с официального сайта https://urok.fedcdo.ru/. Ребята с интересом просматривают предоставленный видеоматериал, затем отвечают на вопросы в специальных рабочих тетрадях. Мы формируем отчёт направляем его в оргкомитет. По итогу все ребята награждаются именными сертификатами участника и дипломами победителей.

Эффективным средством решения задач проекта так же, как и экологического воспитания дошкольников в целом являются экологические акции. Которые в свою очередь можно назвать экологической пропагандой и среди родителей, становящихся нашими активными помощниками.

Так, например, мы бы не смогли обойтись без их помощи в акции «Столовая для пернатых». Родители с удовольствием отозвались на наш призыв и смастерили со своими малышами замечательное множество кормушек, которые мы с ребятами развесили на территории детского сада и за ее пределами. Не забыв рассказать о целях и важности данного мероприятия.



Весной, в рамках акции «Каждому певцу по дворцу» ребята с удовольствием приняли участие в мастер-классе, который показал им папа нашей воспитанницы. Они вместе смастерили скворечник и потом повесили его на дерево. Помимо того, что были решены и достигнуты поставленные цели и задачи, ребята получили огромный эмоциональный заряд и удовольствие от процесса.





Или вот ещё, обязательно хочу рассказать про акцию «Берегите воду». Можно сказать, что внегласно проходила она под лозунгом «Учимся сами-учим других».



С детьми был проведен цикл бесед «Где живет вода, для чего она нужна?», ребята разучивали и рассказывали стихотворения, проводили опыты с водой. Затем наши юные Эколята-дошколята изготовили плакат на тему «Берегите воду» и памятки о том, как нужно рационально использовать водные ресурсы. И надо было видеть с каким удовольствием и важностью они потом эти памятки-листовки раздавали сотрудникам нашего детского сада и ребятам из других групп. И самое главное рассказывали всё, что узнали сами.

Помимо экологических акций мы активно используем в своей работе экспериментальную деятельность, которая наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Ещё Конфуций говорил:

«Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю».

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала развивает наблюдательность, расширяют кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности.

Очень важную роль в экологическом воспитании играют экскурсии. Невозможно представить, как можно изучать природу, не находясь в непосредственном контакте с ней. Нам очень повезло. Рядом с нашим детским садом есть прекрасный водоём и лесные насаждения вокруг него. И у нас с ребятами есть возможность наблюдать сезонные изменения природы в самых ярких её проявлениях. Каждая экскурсия всегда посвящена определённой теме. Наши дошколята -Эколята знают, что загрязнять природу и разбрасывать повсюду мусор недопустимо, поэтому, мы всегда на экскурсии берём с собой пакеты для мусора, таким образом совмещая приятное с полезным.

Наблюдая красоту природы, изучая разнообразие деревьев нам с детьми пришла в голову мысль создать на территории детского сада аллею Эколят. На реализацию идеи очень быстро откликнулись родители и вот совместными усилиями были высажены деревья и кустарники.

Мы всегда очень активно подключаем детей к работам на территории детского сада, будь то огородные дела или высадка рассады цветов по весне. (Трудовое воспитание никто не отменял). Ребята с удовольствием выполняют порученную им работу, чувствуя себя причастными к важному делу.

О реализации проекта Эколята дошколята можно говорить очень долго. Я постаралась максимально кратко донести до вас суть. Помимо акций, экскурсий, экспериментальной деятельности с ребятами было проведено много бесед, прослушано тематических сказок и рассказов. Мы проводили игры, викторины, просматривали фрагменты фильмов телевизионных передач, устраивали конкурсы, праздники, тематические мероприятия.

Для ребят проект заканчивается, как и начинался, ярким праздником. Только теперь это праздник прощания с Эколятами, на котором происходит передача символа Эколят – статуэтки, следующим участникам проекта.

Итогом проекта для наших выпускников стала фото-книга «Путешествие в мир природы или приключения Эколят». В ней мы рассказываем о самых ярких событиях, произошедших за два года пребывания в проекте.



Исходя из определения естественно-научной грамотности могу с уверенностью сказать, что по итогам проекта наши дети в полной мере овладели способностью использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Закончить мне бы хотелось словами В.А. Сухомлинского

«Мир, окружающий ребёнка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».