Кириллина Г.А. Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Лексическая тема «Дикие животные»
Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные», формировать грамматический строй речи, расширять кругозор. 2. Коррекционно-развивающие: повышать речевую активизацию детей, развивать связную речь, умение составлять рассказы-описания по схемам-моделям, мышление, память, творческую инициативу и поисковую активность. 3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к животным, потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие. Оборудование: карточки с изображением животных, аудио-запись звуков весеннего леса, покрывало-«ковер-самолет», картинки с изображением сюжета сказки В. Сутеева «Живые грибы», массажный мячик, «елка» с «шишками»-загадками, магнитная доска. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных; чтение литературы; просмотр мультфильма «Мешок яблок», чтение рассказа «Живые грибы» (по сказке В.Г. Сутеева), презентации «Кто живет в лесу?»; разгадывание загадок. Ход занятия: Я предлагаю вам путешествие в весенний лес! И полетим мы туда очень необычным способом – на сказочном ковре-самолете! (дети рассаживаются на импровизированном ковре-самолете и закрывают глаза руками) Раз-два-три-четыре-пять, надо глазки закрывать Глазки крепко закрываем. Осторожно! Мы взлетаем! Мы летим в весенний лес- полный сказочных чудес! Раз-два-три-четыре-пять – глазки можно открывать! Воспитатель включает аудиозапись, обращает внимание детей на звуки весеннего леса и предлагает им сесть на стулья. - Ребята! Сегодня нам с вами предстоит интересная работа: мы вспомним всё, что учили с вами о диких животных. Прошу вас сосредоточиться и быть очень внимательными! Для начала давайте немного разомнем наш язычок - ему предстоит большая работа! Речевая гимнастика - Чистоговорки Су-су-су – мы увидели лису Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ла-ла-ла – в лесу белка жила. Ся-ся-ся – в чаще видели лося. Олк-олк-олк – в логове зимует волк. Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы. Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь Посмотрите: в нашем лесу растет елочка, а на ней много красивых шишечек! Давайте-ка посмотрим, что за шишечки? (шишки снимаются с елочки, на них – загадки) Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) Этот зверь живет в бору, У стволов грызет кору. Летом в шубке серенькой, А зимою — в беленькой. (Заяц) В клубок свернется, а взять не дается. Сердитый, колючий, не трогай лучше! (еж) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Олень) Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (белка) - Где живут все эти животные? Как можно назвать их всех? Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой заранее вывешены изображения названных животных. Потом просит детей отвернуться – и добавляет картинки с изображением домашних животных. - Игра «Кто лишний?» Теперь я попрошу вас внимательно посмотреть на доску и сказать: какие животные здесь оказались по ошибке? (на доске вывешены изображения различных диких животных и нескольких - домашних) Объясните, почему вы так считаете?.. А теперь мы с вами вспомним о каждом животном, опищем – какое оно?…- Игра "Да-Нет" – ведущему ребенку дается изображение какого-либо животного. Остальные дети задают вопросы ведущему, называя свойства, характеризующих данное животное. Например: «это он?», «у него длинные уши?» и т.п. Вопрос должен звучать так, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет». - Мне кажется, вы немного устали. Предлагаю вам отдохнуть! Физминутка «Лесные звери» У лисички – острый нос. А еще пушистый хвост Шубка рыжая лисы – несказанной красоты! Лиса по лесу похаживает, Шубку рыжую поглаживает. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал. Вдруг у зайца на макушке Появились ушки. Заяц прыгнул, Повернулся, И под кустиком согнулся. Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.) Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращение головой) Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище) Вот он по лесу идёт (Ходьба) Мишка до пяти считает (наклоны влево-вправо) Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири») - А сейчас вы сами покажете нашим гостям сказку, которую мы с вами читали – «Живые грибы». И сделаем это с помощью картинок-кадров (дети расставляют на столе картинки в хронологическом порядке, сопровождая показ рассказом) - Молодцы! А теперь давайте поможем малышам найти своих родителей. Я бросаю мяч и называю детеныша какого-нибудь животного. Вы называете маму и папу этого малыша и бросаете мне мяч обратно. - Игра с “колючим” мячом “Кто мои родители?” Дети называют: у медвежонка мама медведица, папа – медведь; у волчонка мама волчица, папа – волк; у зайчонка мама зайчиха, папа - заяц… - А сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто где живет?». Для начала, я хочу вас немного запутать… Послушайте и исправьте мои ошибки: У белки нора. У медведя логово. У бобра норка. У волка берлога. У ежа хатка. У лисы дупло. У белки дупло. У медведя берлога. У бобра хатка. У волка логово. У ежа норка. У лисы нора. Итог занятия (рефлексия) Итак, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? Где мы с вами оказались, куда прилетели? Какое время года наступило? Скажите, пожалуйста, каких животных мы сегодня изучали с вами на занятии? Почему их называют дикими? Отлично! Вы большие молодцы! Нам пора возвращаться в детский сад. Полетим?...