Выпуск № 62 (137) 2021

Мельникова Е.Е. Развитие мелкой моторики в играх и упражнениях с предметами

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

В. А. Сухомлинский

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами то есть мелкая моторика. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.
Следствие слабого развития общей моторики, в частности - руки, это общая неготовность детей к письму и проблема с речевым развитием. Вывод - если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Например: Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, такой ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш, ручку.Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Именно развитию мелкой моторики у детей, педагоги и психологи придают особую важность и при этом связывают развитие мелкой моторики именно с развитием речи. Дело в том, что в мозге зона отвечающая за проекцию кистей рук, расположена рядом с зонами, отвечающей за речевые навыки, за внимание и концентрацию, за образное и пространственное мышление, память. Проще говоря, мелкая моторика тянет за собой весь интеллект!
Средства развития мелкой моторики:
-Пластилин
- Бумага
- Крупа, бусы, пуговицы
- Природный материал
- Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани
- Куклы
- Песок
- Вода
- Карандаши, счетные палочки
Игра в мозаику и собирание конструктора не только тренирует мелкую моторику рук, но и развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики или фигур из конструктора, малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность.
Отлично развивают руку разнообразные нанизывания. Можно нанизывать все- пуговицы, бусы, рожки макароны, сушки. А можно сделать красивые бусы из старых ненужных фломастеров. Эти бусы дети сделают себе сами, отличная игра для развития кисти руки и координация руки и глаза. Игры с шнуровкой способствуют улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще.
Игры с прищепками также способствуют улучшению координации движений,гибкости кисти и раскованности движений.
Массаж рук с помощью
шарика и эластичного кольца
«Су Джок»
Профилактика и лечение при помощи су-джок-терапии не имеет противопоказаний и побочных эффектов. С его помощью можно повысить стрессоустойчивость организма, запустить процессы самовосстановления в нем, развить речь ребенка.