Цель: систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой
Задачи:
Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособления животных к среде обитания в зимний период. Учить устанавливать взаимосвязи между растениями и животными в зимний период
Развивающая: развивать любознательность
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к животным
Формы работы:
беседа, ситуативный разговор, стихи, загадки, рассматривание картинок, игровые упражнения, задания, вопросы к детям.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: вот и настало время, когда мы с вами собрались вместе. Смотрю я на вас и вижу, у вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, день становится ярче, а на душе теплей. Улыбнитесь друг другу. Подойдите ко мне, пожалуйста. Сегодня мы с вами будем беседовать, играть. Мы будем стараться говорить чётко, правильно отвечать на вопросы, пользоваться правилом: «Подумай, а потом ответь».
Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения:
«Белые шапки на белых берёзах,
Белый зайчишка на белом снегу,
Белый узор на ветвях от мороза,
По белому лесу на лыжах бегу».
О каком времени года этот отрывок из стихотворения? (О зиме)
Ребята, чтобы узнать, что мы сегодня будем делать, нам нужно отгадать загадки, выставляем картинку с отгадкой на доску (дикого животного). Слушаем внимательно.
«Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(Медведь)
-А сытым или голодным ложиться спать медведь?
(Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком).
-Загадка вторая:
«Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу» (Белка)
-А как зимует белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев).
-Кто же придёт следующий?
«Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть».
(Волк)
-Чем же занимается волк?
(Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»?
-Что означает она?
-А вот другой - зверь лесной:
«Повыше кошки рост,
Живёт в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы…» (Лису)
-Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ответы детей)
-Подумайте, за кем отправилась лиса?
«Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается,
Под кустом спасается,
на зуб волку попадается». (Заяц)
-Какие изменения произошли в жизни зайца?
(Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег)
-Что ест заяц? (Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)
-Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете:
«Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый» (лось)
-Как вы думаете, чем питается лось?
(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору)
-Добавлю только одно, за сутки зимой взрослый лось съедает - 12—15 кг.
И последний чудо – гость:
«Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
-Чем же питается это животное? (Зимой кабаны живут в еловых, смешанных лесах; питаются желудями, корнями. Но могут переходить в брусничники; черничники; сосновые боры, где отыскивают подземный корм).
Объясните, почему их называют дикие? (Живут на свободе и могут обходиться без помощи человека. Они сами строят себе жильё и добывают пищу.)
Игра «Кого не стало?»
Назовите всех животных по порядку, чётко проговаривая слова (картинки на доске). Кто это? (Белка, заяц, ёж, волк, лиса, медведь.)
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сама убирает картинку.
Кого не стало? (Зайца) Опишите зайца. Заяц какой? (Беленький, пушистый, быстроногий, длинноухий, косой, трусливый, осторожный, пугливый).
А теперь, ребята, расскажите о том, как готовятся и зимуют дикие животные.
Белка и заяц.
- Что общего в подготовке к зиме у этих животных?
Меняют окраску меха – заяц: серую на белую; белка – рыжую на серую.
- В чём разница? Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет домика, живёт под кустиком.
Волк и лиса.
- Готовятся ли эти животные к зиме? Нет!
- Почему? Они хищники. Сильные ноги и острые зубы помогут пережить зиму.
- Чем они питаются зимой? Лиса мышами-полёвками, ловит птиц, зайцев, и курей может стащить в деревне. Волки охотятся на зайцев, могут утащить овечку, напасть на телёнка.
Медведь и ёж.
- Как готовятся к зиме эти животные? Усиленно питаются, чтобы накопить жирку на долгую зиму.
- Как они проводят зиму? Медведь устилает берлогу листьями, мхом, хвоей и укладывается спать в свою мягкую постель.
Когда настанут холода ёж заберётся в свою тёплую и уютную норку и крепко проспит до весны.
- А какому животному трудно зимовать без помощи человека?
Отгадайте загадку, и вы узнаете это животное.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
- Почему трудно лосю зимой? (Не охотится, он травоядное животное).
Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. Кто знает, как называется такое место? (Заповедник)
Правильно! Заповедник.
Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, его называют егерь.
- Как называют такого человека?
Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.
Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую зиму.
Физминутка
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и подвигаться.
Выходим на середину комнаты и строимся друг за другом.
Предлагаю вам, ребята
Я пробраться в зимний лес. Обычная ходьба.
Там ещё не спят зверята, Ходьба с высоким подниманием колен
Там сугробы до небес
Зимний лес такой дремучий Дети растирают щёки и потирают руки
И мороз такой колючий.
От мороза убежим скорее Лёгкий бег,
Наши ноженьки согреем. мягкие пружинки
Отдохнули. Тихо садимся на свои места и продолжаем наше общение.
Самостоятельная деятельность детей.
Ребята, подумайте и скажите, кто, чем питается?
На доске картинки: морковка, капуста; орехи, грибы; малина мёд; трава, куры, зайцы. Нужно поставить картинки к соответствующему зверю и сказать, например: «Заяц любит морковку, капусту».
А теперь, ребята, поиграем в игру
«Найди пару».
Вы будете работать группами по три человека. У каждой группы несколько пар картинок (взрослые звери и детёныши). Вы должны разобрать картинки по парам. (Работа детей).
У меня есть интересная картина.
Игра «Назови жилище».
-Что животным страшнее: холод или голод? Почему?
(Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка)
-Мы узнали о животных всё: места обитания, корм, цвет зимней шубки.
-Послушайте и запомните пословицы о природе, животных.
«Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!»
«Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить».
Рефлексия.С какими дикими животными мы с вами встретились?
Ребята, что нового вы сегодня узнали о диких животных?