2023 2022
1 (219) 2023

Бурова М.Г. ОТЧЁТ ПО ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «СКАЗКА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

Сегодня вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды особенно актуален в связи с введением с 1 января 2014 года ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть: насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, доступной и безопасной.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе мы старались учесть все вышеперечисленные требования.

Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где мы встречаем наших малышей. В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей, а также уголок-выставка детских работ по изо. На каждом шкафчике размещены картинки, по которым дети узнают свои шкафы.

Знакомство с развивающей предметно-пространственной средой первой младшей группы хочется начать с представления центра двигательной активности детей - с физкультурного уголка.

Также у нас расположена горка, которая также способствует физическому развитию детей и помогает реализовать их потребность в двигательной активности. Здесь дети катаются рядом друг с другом, значит у нас область физическое развитие интегрирует с социально-коммуникативным развитием и речевым развитием. Также дети играют здесь с мячами: скати мяч с горки и догони его, прокати мяч с горки.

Центр игровой активности: сюжетно-ролевая игра "Семья" - представленный в виде кухонного уголка (плита, мойка, стол, стульчики, кровати, набора посуды, набора продуктов, постельного набора в том числе и набора постельного белья. Здесь дети совершают различные игровые действия: укладывают кукол спать, будят их, одевают, раздевают, заправляют кровать, качают кукол, поют им колыбельные, рассказывают знакомые уже сказки, потешки и стихи, готовят куклам еду, варят кашу, суп, компот, кормят кукол, моют посуду, накрывают на стол, режут фрукты, овощи, хлеб, другие продукты, собирают кукол на прогулку, катают в коляске, приглашают гостей к куклам и сами ходят в гости, при необходимости лечат кукол и друг другу, используя атрибуты сюжетно-ролевой игры "Больница".

В центре имеются наборы посуды основных цветов, сшили сумочки основных цветов, а в уголок ряженья имеются юбочки четырех основных цветов.

Здесь область социально-коммуникативного развития (так как дети играют рядом, играют вместе) интегрирует с областями познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.

Центр конструктивной деятельности детей. В центре представлены различные виды и формы конструкторов: крупный и мелкий, пластмассовый и деревянный. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их.

Здесь область социально-коммуникативного развития (так как дети играют рядом, играют вместе) интегрирует с областями познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.

Далее мы видим центр речевого развития детей, где проходит одноименная область развития детей: речевое развитие. Центр подразделен на: центр театра, музыкальный центр, центр книги, центр изобразительной деятельности.

В музыкальном центре есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.

Театральный центр знакомит малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, кукольный театр. Центр театра представлен в виде ширмы и различными видами театра: фигурный, настольный, пальчиковый.

Книжный центр представлен набором книг с красочными иллюстрациями, сюжетными картинками. Еженедельно мы вносим в центр книги по теме недели.

Центр творчества представленным в виде набора карандашей четырех основных цветов и листочками (для свободного доступа детей, гуашью, пластилином, досками для лепки, инструментами для нетрадиционного рисования, печатками (для совместной деятельности воспитателя с детьми). Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы.

Рисование для ребенка, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение потому, что изобразительная деятельность — это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира.

Познавательное развитие является ведущей образовательной областью и в центре вода-песок. Мы видим здесь стол с двумя емкостями: и если наполнение первой емкости остается неизменным — это всегда вода, то вторую емкость в зависимости от образовательной ситуации мы наполняем песком, различными крупами от мелких до крупных, фасолью, яйцами из киндер-сюрпризов, крышками от бутылок (как, например, в данный момент). Также здесь представлены различным инструменты: совочки, грабли, ведерки, формочки, сита - для игр-экспериментов с песком и водой.

Здесь область познавательное развитие интегрирует с областями социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.

Центр развивающих игрнаправлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Мы видим здесь: вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, игры с пуговицами, разные виды мозаик, стучалка, пирамидки и другие.

В течение года мною изготовлены следующие дидактические пособия:

1.Игры на развитие мелкой моторики рук: «Игра с прищепками»;

2.Игры, способствующие развитию восприятия цвета: «Спрячь мышку», «Цветные корзинки», «Подбери заплатку».

3.Игры для ознакомления с окружающим миром: «Разноцветная посуда» и другие.