2023 2022
1 (219) 2023

Кушникова Н.Н., Белоусова Е.Н., Кузнецова О.А. НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КАК МЕДВЕДЬ ЗИМУЕТ» (АППЛИКАЦИЯ)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

Цель: закрепление представлений детей об образе жизни медведя зимой посредством изготовления макета берлоги из бумаги и синтепона.

Задачи:

1. Совершенствовать умения детей работать с ножницами: закруглять углы у квадрата, выстригать по контуру.

2. Учить детей ориентироваться на листе бумаги; получать объемную сюжетную аппликацию преобразовывая плоскостную основу в объемную (накладывая части квадрата (треугольники) друг на друга); использовать в работе новый материал синтепон.

3. Развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику и художественный вкус.

4. Закреплять трудовые навыки в работе с бумагой, ножницами, клеем, другими материалами

5. Воспитывать аккуратность во время выполнения работы и целеустремленность (доводить начатое до конца).

Оборудование и материалы: схема для складывания квадрата по диагоналям, схема для закругления углов ножницами (на доске), ножницы, клей - карандаши, подносы, клеенки, тканевые салфетки, подготовленные основы-фоны для аппликации, объемные елочки из бумаги, квадраты коричневого цвета размером 9,5см*9,5см, маленькие квадраты светло-коричневого цвета с контуром мордочки медведя, бумажные пружинки, синтепон (по количеству детей и для демонстрации порядка работ воспитателем); материалы для украшения работ: снежинки и звездочки, ватные палочки, гуашь белого и желтого цветов.

Предварительная работа: беседы о том, как зимуют дикие животные, разучивание физкультминутки "Кто спит зимой?" и стихотворения Е. Лопухиной "Медведь по лесу бродит", подготовка основы – фона, изготовление объемных елочек из бумаги на прошлом НОД.

Ход НОД:

1. Организационно-мотивационный этап

Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, на столы, подумайте и скажите, чем мы сегодня с вами займемся? (Аппликацию будем делать)

Неожиданно забегает в группу Незнайка.

Незнайка: Всем привет! Слышу, вы тут собрались аппликацию делать? Да ну эту аппликацию. Это же так скучно! Давайте со мной в лес собирайтесь, грибов насобираем, встретимся с медведем, вкусного меда, да ягод у него попросим.

Воспитатель: Что ты Незнайка! Какой медведь, какие грибы, мёд да ягоды?

Незнайка: А что не так-то?

Работа с детьми

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Незнайке почему сейчас в лесу не найти ни грибов и меда?

Незнайка: Почему же это? Почему?

Воспитатель:

-Какое сейчас время года? (Зима)

-А какое время года было до зимы? (Осень)

-А осень какая бывает? (Ранняя, золотая, поздняя)

-Ребята, кто из вас может рассказать Незнайке, почему мы с медведем то не сможем сейчас встретиться в лесу? (Медведь еще поздней осенью засыпает и крепко спит всю зиму в берлоге)

Незнайка: В берлоге? А что это такое-то?

Дети: Берлога — это дом медведя, где он зимует.

Незнайка Я думал, что медведь спит только ночью и в норе? Ребята, ну давайте пойдем в лес, и вы мне покажете берлогу.

Воспитатель: Нет, Незнайка не пойдем мы сейчас в лес. Во-первых, ты одет не для зимней прогулки. Во-вторых, мы не будем беспокоить медведя. Это дело опасное, медведь может проснуться и рассердиться на нас.

Ребята, что же нам делать? Как Незнайке объяснить и показать, как зимует медведь, не выходя из нашей группы? (Картинку показать, в интернете найти, сделать аппликацию)

Воспитатель: Много интересных идей вы предложили, молодцы! Конечно, мы с вами сегодня сделаем аппликацию "Как медведь зимует" и покажем ее Незнайке. Оставайся, Незнайка, с нами и все увидишь.

Незнайка: Конечно останусь, вместе с вами хочу аппликацию делать. Покажите - покажите, очень даже интересно, что у вас получится. (Незнайка остается)

2. Выполнение работы (Незнайка так же выполняет аппликацию, во время самостоятельной работы детей подходит, оказывая индивидуальную помощь, помогая воспитателю контролировать работу)

Воспитатель: Дети, проходите за столы (садятся на рабочее место)

Мы с вами уже подготовили основы – фоны, которые нам пригодятся сегодня и елочки, которые мы изготавливали с вами на занятии по конструированию. Но этих деталей для нашей аппликации недостаточно.

Сейчас нам для работы потребуются ножницы. Но, прежде чем работать с ними, мы с вами выполним гимнастику для наших пальчиков, чтобы они стали более послушными.

2.1 Пальчиковая гимнастика «Медведь в берлоге крепко спит»

Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится – (показывают большой палец, вращая им)

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, (соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)

Напетлял и был таков!

Воспитатель: Ну вот, пальцы наши стали сильнее и послушнее. А сейчас нам Тимур напомнит правила работы с ножницами.

Правила пользования ножницами (стихотворение)

Обращаться с ножницами нужно осторожно.

Резать кончиками нельзя,

Серединкой можно.

Только выполнишь работу,

Сразу ножницы закрой,

Чтобы острых краешков

Не коснулся кто другой.

Воспитатель: спасибо тебе, Тимур, что напомнил всем нам правила.

2.2. Вырезание деталей для аппликации

Воспитатель: сейчас мы подготовим с вами остальные детали для аппликации. Для того, чтобы сделать берлогу возьмите большой квадрат. Какого он цвета? (коричневый) Вот из этого квадрата мы сделаем с вами берлогу медведю. Берлога обычно сверху не бывает ровной формы. Для этого нужно закруглить два соседних угла квадрата. Ребята, если нам нужно закруглить углы, то, скажите, пожалуйста, как мы будем стричь по прямой или по кривой линии? (По кривой, по дуге). Совершенно, верно. Выполняйте, пожалуйста, закругление. На доске можно посмотреть схему закругления. Деталь берлоги готова, отложите ее на основу.

Возьмите, пожалуйста, маленький квадрат. Его цвет такой же, как и цвет берлоги? (нет он более светлый.) Акак тогда можно назвать этот цвет (светло-коричневый). Что нарисовано на этом квадрате (контур морды медведя). Значит, как мы, Никита, будем выстригать эту деталь (по контуру, по нарисованной линии). Совершенно, верно. Повтори, пожалуйста, Алиса, как ты будешь выстригаешь эту деталь? (по контуру). Совершенно, верно, выполняйте, пожалуйста, задание. Еще одна деталь готова ее тоже можно отложить.

Дети, закройте и положите, пожалуйста, ножницы в стаканчик.

Воспитатель: ребята, предлагаю вам немножко отдохнуть и выполнить физкультминутку, которая нам расскажет о том, что сниться медведю, когда он спит.

2.3. Физкультминутка

«Медведь по лесу бродит» (И. Лопухина)

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет. (На носочках, поочередно правой и левой руками тянемся к "дуплам" изображая, как он достает и ест мед.)

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)

Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)

Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)

И пчелок вспоминает.

2.4. Выкладывание деталей аппликации на основе.

Воспитатель: теперь внимательно послушайте, как мы будем располагать основу. Ее нужно расположить так, чтобы разрезанный угол смотрел на ваш животик. Берлогу и елочку нужно расположить на длинной неразрезанной полоске основы (показывает педагог диагональную линию). Попробуйте расположить детали самостоятельно, пока не приклеивая их. Даю вам небольшую подсказку: детали могут не полностью лежать на нашей основе- фоне и подальше от серединки этой линии. Расположили? Сейчас пройду, посмотрю! Молодцы!

2.5. Приклеивание деталей из бумаги.

Воспитатель: ребята, подумайте, пожалуйста, если наши детали не полностью лежат на основе, то при наклеивании стоит ли их полностью намазывать клеем? (Нет, можно намазать часть детали.)

Совершенно верно, подумайте, где лучше деталь промазать клеем и приступайте к работе.

Дети выполняют работу, воспитатель подходит к детям, если требуется помощь, то помогает им.

Воспитатель: молодцы! Когда медведь спит в берлоге, то мы вряд ли его увидим полностью, поэтому, мы будем использовать только мордочку медведя. А чтобы работа наша получилась более объемная, используем для этого вот такие бумажные пружинки (две полоски бумаги, сложенные пружинкой), которые я подготовила для вас. Для этого одну сторону пружинки, намазав клеем, приклеиваем к обратной стороне мордочки медведя, а другую часть пружинки намазываем клеем и приклеиваем к центру берлоги. Выполняйте это, пожалуйста.

2.6. Работа с синтепоном

Воспитатель: Вы, наверное, уже заметили, что на подносах лежат елочки, которые мы с вами делали на прошлом занятии. Они нам тоже сегодня пригодятся. Медведь ведь живет в лесу и берлогу свою готовит около деревьев.

Медведь спит зимой, а значит, чем покрыта сверху берлога медведя и ветви елочки? (Они покрыты снегом). Совершенно, верно. Мы тоже с вами покроем берлогу и елочку снегом, правда, ненастоящим. Для этого будем использовать синтепон, вот такой белый и пушистый материал. Аккуратно клеем намазываем берлогу вокруг головы медведя и накладываем на это место кусочки синтепона, прижимая их ладошкой или тканевой салфеткой. Очень толстые слои синтепона, пожалуйста, не делайте, руками его распушайте, чтобы он казался более легким. (выполняют задание)

Ну а теперь – сюрприз, я объясню для чего мы готовили нашу основу – фон, сгибая по диагоналям, и делали на ней разрез. Или может кто-то из вас сам уже догадался? (Слушает ответы детей)

Если одну половинку разрезанного треугольника намазать клеем, и накрыть ее второй сверху, то у нас получится непростая аппликация, а объемная, словно 3D - картинка. Сделайте пожалуйста, это. Теперь на эту поверхность также нужно наклеить синтепон.

2.7. Украшение аппликации.

Воспитатель: ну вот, почти готовы наши работы. Осталось немножко украсить их.

Вы заметили, что цвет основы не у всех поделок одинаковый? (синий, голубой, почти черный) Акак вы думаете почему? (отвечают дети). А может быть, это зависит от части суток? (при затруднении)

Если на вашей выбранной основе утро и день, то их можно украсить снежинками или с помощью белой гуашевой краски нанести снежок на фон. Если это бесснежная ночь, то можно украсить ваше небо желтыми яркими звездами или нанести их желтой гуашью и ватными палочками. Возьмите то, чем вы желаете украсить свою работу и завершите свою аппликацию.

3. Рефлексия (проводит Незнайка)

Воспитатель: Ну вот и готовы наши работы, какие они красивые получились. несите их сюда на этот стол, и подходите сюда все вместе с Незнайкой, полюбуемся ими. Незнайка тебе нравятся наши работы?

Незнайка: Очень! Теперь я представляю, как медведи зимуют, как сладко им спать в таких теплых и уютных берлогах.

Вопросы к детям:

- Ребята, мне было очень интересно выполнять аппликацию вместе с вами!

- А вам понравилось сегодня делать такие работы?

- А что больше всего понравилось вам сегодня?

- А вы что-нибудь нового сегодня узнали?

- У меня вот не все сразу получалось.

- Вам легко было делать все?

- А что сложнее всего вам было делать? (ответы детей)

Незнайка: я сегодня очень много нового узнал. Знаю, что теперь в лес зимой к медведю лучше не ходить. Пусть он себе там крепко спит. Спасибо, вам ребята, хорошо, что я не пошел в лес. Я сегодня понял, что аппликация совсем не скучное дело. А теперь мне пора дальше идти. Еще обещал зайти сегодня к другим детям из вашего садика. До свидания, ребята!

Предварительная работа:



Итоговые работы: