Выпуск № 30 (105) 2021

Медникова В.С. Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

В век информационных технологий возникает потребность в увеличении качества образования и воспитания детей дошкольного возраста. Занятия в детском саду имеют свою специфику: они должны быть интересными, эмоциональными, красочными, с использованием большого количества иллюстрированного материала. В этом нам помогает компьютерная техника с огромным количеством мультимедийных технологий.
Дошкольный возраст – важный и уникальный период развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование представлений ребенка об окружающем мире, происходит его психическое и интеллектуальное развитие. Обладая огромным развивающим потенциалом, компьютер может оказывать значительное воздействие на развитие ребенка. Тем не менее, положительного результата можно достигнуть только путем активного и грамотного взаимодействия педагога, обучающегося и компьютера. Тем самым обусловлена актуальность использования информационно – коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях.
В логопедической работе я тоже активно использую ИКТ. Использование нетрадиционных методов позволяет снизить утомляемость, поддерживать познавательную активность детей.
Естественно, в первую очередь при использовании современной техники необходимо учитывать санитарно – гигиенические нормы. Например, непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 – 7 лет можно проводить не более одного раза в течении дня и не чаще трех раз в неделю. Дни так же строго оговорены. Это дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среда и четверг. После работы с компьютером непременно проводится глазодвигательная гимнастика. Непрерывная работа с компьютером для детей 5 лет не превышает 10 минут, для детей 6 – 7 лет – 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих и после перенесенных заболеваний в течение двух недель время работы с компьютером сокращается до 7 и 10 минут соответственно. Экран монитора должен находиться на уровне глаз ребенка, на расстоянии 50 см от лица. При планировании коррекционной работы стоит учитывать, что работа за одним компьютером двух и более детей строго запрещена.
В логопедической работе ИКТ можно использовать на любом этапе:
·          введение нового материала;
·          закрепление темы;
·          повторении пройденного;
·          обследование.
При работе с детьми используются самые различные мультимедийные средства.
Самым доступным для меня средством являются презентации в программе PowerPoint. Логопед сам составляет презентацию на любую тему. Для работы над звукопроизношением были составлены презентации, где собраны красочные слайды – картинки с понятными и доступными детям изображениями. Там и фрукты, и овощи, и сказочные персонажи, и животные, и транспорт, и многое – многое другое. Задача ребенка самостоятельно или с моей помощью подбирать слова – названия на заданный звук. Главным принципом моей работы было подобрать четкие, интересные, а главное, реалистичные картинки. Созданы презентации для всех звуков, в произношении которых у детей наблюдались трудности.
Таким же образом мной создавались презентации для изучения или закрепления обобщающих слов, предлогов, словообразования.
Применение компьютерных технологий с игровыми заданиями вызывают неподдельный интерес ребенка. Яркие картинки, веселые звуки, четкий голос диктора – все это привлекает дошкольников.
Мы, логопеды, можем предоставить детям презентации или игры по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Дикие животные», «Перелетные птицы», «Мебель», «Домашние животные». В такие презентации на слайды – картинки накладывается звуковое сопровождение. Например, звуки голосов птиц, голоса животных. Так же при закреплении лексической темы можно включить некоторые задания: «послушай внимательно, Ваня правильно называет животных?», «скажи, какую мебель мама поставила в спальне? А на кухне?», «посмотри внимательно на картинки. Где ошибся художник Незнайка?».
Благодаря информационно – коммуникативным технологиям можно взять любой этап занятия, любую лексическую тему и сделать их более новыми, интересными и познавательными для детей. Мы можем вводить игры, можем попросить собрать паззл, разгадать кроссворд, послушать и повторить звуки, наглядно показать то, о чем мы рассказываем детям; мы можем взять любимого персонажа ребенка и тогда уже Маша или Кот Матроскин будет хвалить ребенка или помогать ему в работе. Мы можем захватить внимание ребенка, научить его рассказывать об увиденном.
Сейчас особую популярность набирают интерактивые доски. Такая доска позволяет вовлечь в работу всех участников образовательного процесса, обеспечивает обратную связь между детьми и педагогом, заинтересовывает ребенка, дарит ему положительные эмоции и способствует более быстрому и качественному восприятию информации. Важно, что интерактивная доска используется при обучении детей разных возрастов. Интерактивная доска позволяет проводить подгрупповые и фронтальные занятия. В форме я учу детей правильно воспринимать материал, вношу соревновательный момент. Учу детей взаимопомощи и взаимовыручке.
Хотелось бы подчеркнуть, что при использовании в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, а именно мультимедийных презентаций, сокращается утомляемость, повышается работоспособность, улучшается понимание материала, обостряется восприятие у детей с различной речевой патологией, что положительно сказывается на результатах логопедической работы. Электронные ресурсы делают работу логопеда более эффективной и динамичной. Но логопед использует ИКТ не только при коррекционной работе с детьми. Мы получаем информацию, делимся опытом, обмениваемся данными так же благодаря информационно – коммуникативным технологиям.
В заключение могу сказать, что при использовании ИКТ на логопедических занятиях в дошкольном образовательном учреждении важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, соблюдать условия работы воспитанников с компьютером и соблюдать принцип системности и полностью контролировать образовательный процесс при взаимодействии ребенка с мультимедийными средствами. Тогда наша работа будет наиболее динамичной, эффективной и полезной для ребенка. При грамотном использовании ИКТ положительные результаты коррекционной работы не заставят себя долго ждать.

2021-04-25 10:42