Выпуск № 53 (128) 2021

Ягодко Л.А., Сокольская Т.В. Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
Актуальность программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к природе через экологическое воспитание.
Задачи:
• Формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления дошкольников с миром природы через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формировать представления о взаимосвязях в системе «Человек- природа» и в самой природе;
• Развивать интерес к миру природы;
• Формировать умения детей сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы;
• Воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоциональное отношение к природным объектам;
• Формировать мотивы безопасного образа жизни и поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формировать поведенческие навыки здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего города;
• Повышать компетентность родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста;
• Уточнять, систематизировать и углублять знания о растениях, животных и природных явлениях.
Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы:
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения;
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• применение дидактических игр;
Словесные методы:
• чтение литературных произведений;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических игр.);
• загадывание загадок;
Практические методы:
• организация продуктивной деятельности детей;
• оформление гербария растений, плодов;
• чтение литературных произведений;
• изготовление с детьми наглядных пособий.
Виды деятельности:
• Организованная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
• использование мультимедийного и интерактивного стола;
• наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
• проектная деятельность;
• наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
• целевые прогулки;
• использование компьютера для прослушивания голосов животных и пение птиц;
• чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
• рассматривание картин из жизни диких животных;
• рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
• беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
• сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр;
• опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
• экологические тропы;
• игры (подвижные, дидактические);
• различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
• работа с календарями природы;
• изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Основные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
Дети 5 – 6 лет уже имеют элементарные сведения о природе, владеют первоначальными навыками ухода за живыми существами. На данном этапе у детей формируется обобщённое представление о временах года, о домашних животных и др. Дети с удовольствием занимаются творческой деятельностью (рисуют иллюстрации к рассказам и сказкам, изготавливают самодельные книги, организуют выставки).
У детей 6 – 7 лет достаточно развиты кругозор, наблюдательность, речь, сенсорное восприятие. Дети способны устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать различные мерки, модели, схемы. Заботятся о питомцах комнаты природы, способны сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Дети видят красоту окружающей природы, обращают внимание на то, как она передаётся в произведениях искусства (музыка, литература, живопись, графика, предметы прикладного искусства), отражают её в разных формах изобразительной деятельности. Дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.
Условия в ДОО для экологического воспитания, формирования основ экологической культуры дошкольников:
Развивающая предметно-пространственная среда способствует развитию активности детей старшего дошкольного возраста по освоению экологических знаний, деятельности в природной среде. Созданы экологические центры, которые знакомят детей с условиями развития комнатных растений, обогащают представления о природном мире, воспитывают любовь и бережное отношение к природе, формируют начало экологической культуры.
В экологических центрах находятся:
-комнатные растения;
-сухой аквариум;
-книги познавательного характера, иллюстрационные материалы: «Грибы», «Ягоды» Деревья»…;
-тематические альбомы (птицы, времена года и т.д.);
-коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, ракушки…;
-материалы для опытно – экспериментаторской деятельности (лупы, сосуды для воды, зеркала…);
-гербарий;
-глобус»;
-«бросовый материал» - шнурки, прищепки, пробки…
-картотека «Опыты и эксперименты», картотека «Наблюдения в природе»;
- схемы проведения опытов;
- плакаты по соблюдению правил техники безопасности при проведении опытно – экспериментаторской деятельности;
-плакаты «Правила поведения в природе», «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Грибы и ягоды»…;
-разнообразные экологические игры.
В группе разработан паспорт «Экологической тропы», в котором указаны экологические объекты каждого участка территории ДОО и речевые материалы к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.
Ежегодно проходят акции «Покормите птиц зимой», участие в конкурсах по экологической направленности, реализуются проекты по экологическому воспитанию дошкольников: «Лес – наше богатство», «Вальс цветов», «Земляничная поляна», «В гости к Лесовичку»… Проводятся развлечения, направленные на формирование экологической грамотности детей.
Экологическое просвещение родителей:
-консультации; памятки; буклеты; папки-передвижки;
-пополнение групповой коллекции;
-выставки «Дары осени», «Лучший осенний букет», «Новогодняя елочка»…
-продуктивная деятельность детей и родителей (создание картин из различных материалов»;
-мастер-классы, родительские собрания;
-фотовыставки «Мой домашний питомец, «Дети и природа»…
-экологические акции…;
-совместные акции: «Огород на окне», «Берегите, дети, елку»…
-развлечения.
Список литературы:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999.
4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009.