Выпуск № 65 (140) 2021

Чебанаш Е.А. Проект «Планета толерантности» с детьми старшего дошкольного возраста

Актуальность. Россия - крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий, которое органично вобрало в себя многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку каждому из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим. Наш город многонационален, и воспитание интернациональных чувств у дошкольников имеет актуальное значение. Для того чтобы уважать традиции своего народа и других народов их нужно знать.
А дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Проблемная задача: как воспитать толерантную личность в условиях ДОУ?
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях многонационального окружения».
Проект позволит организовать новое приоритетное направление в развитии дошкольного образовательного учреждения, практическую деятельность педагогов по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработать и реализовать систему мероприятий с детьми и родителями в данном направлении.
Тип проекта: долгосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.
Участники проекта: дети, родители (законные представители) воспитанников, социум, воспитатели, специалисты детского сада.
Сроки реализации проекта: год
Цель проекта: формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи проекта:
1.       Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса;
2.       Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
3.       Пополнение материальной и методической базы ДОУ;
4.       Создание условий для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
5.       Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными возможностями здоровья;
6.       Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
7.       Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
8.       Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
9.       Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Задачи направлены на взаимодействия с детьми:
Воспитательные:
-Формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий;
-Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой и умения выходить из конфликтных ситуаций;
Развивающие:
-Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми;
Обучающие:
- Знакомство детей с понятием «толерантность»; «толерантный человек».
С педагогами:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста и раскрыть сущность понятия «толерантность»;
- Выявить педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;
-Исследовать уровень сформированности основ толерантности у детей – дошкольников.
С родителями:
-Выявить уровень толерантности родителей
-Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в проект, а именно:
-Подготовка совместно с детьми фотопроектов.
-Участие в совместных мероприятиях
-На основе изученных материалов определить тенденции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для родителей.
С социальными партнерами: создание условий для развития партнерских отношений.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформированы знания о традициях разных народностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и уважения к представителям других национальностей;
- усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом;
- повышение педагогической компетентности по проблеме формирования толерантных отношений в детском коллективе;
- внедрение новых форм организации детской деятельности на основе ФГОС ДО.
- создание адекватной предметно – пространственной среды;
- создать условия для укрепления партнёрских связей с социальными институтами города.
Ресурсное обеспечение: - нормативно-правовое обеспечение: Конституция Российской федерации; Конвенция о правах ребенка; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Указ президента Российской федерации от 10 января 2000 года №24 «О концепции национальной безопасности Российской федерации».
- учебно-методическое обеспечение: «Детство» Т.И. Бабаева., А.Г. Гогоберидзе. СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Т.И. Бабаева. Младший дошкольник в д/с.- СПб. 2008;
- материально-техническое обеспечение: костюмы, дидактический материал, аудиозаписи музыки; дидактические и наглядные пособия; современные средства ТСО; репродукции картин; художественная литература; куклы в разных национальных костюмах.
- диагностический инструментарий по проведению педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей дошкольного возраста в ходе освоения образовательной программы ДОУ.
Виды деятельности по реализации проекта: практическая, игровая, творческая, продуктивная, коммуникативная.
Содержание проекта и механизм его реализации: данный проект реализуется по двум направлениям:
- социально - коммуникативное развитие детей;
- взаимодействие с родителями (законными представителями).
Адресация проекта: в дальнейшем материалы проекта могут использоваться воспитателями ДОУ, педагогами дополнительного образования, родителями детей дошкольного возраста.
Этапы воспитания толерантности у дошкольников:
- предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
- художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
- когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране, своему народу);
- эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Этапы реализации проекта

Основные этапы работы над проектом

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1-й мотивационный этап

- Определить цели, задачи, проблемы, темы проекта.

- Проанализировать имеющийся опыт педагогов - исследователей по изучаемой проблеме.

- Составить перспективный план работы над проектом.

- Подобрать материал для реализации проекта.

- Разработать диагностический инструментарий.

Сентябрь 2018г.

Е.А.Чебанаш, воспитатель

2-й проблемно-деятельностный

Практическая работа по реализации проекта.

-Мероприятия по реализации проекта с детьми.

-Участие в методической работе ДОУ.

-Мероприятия с родителями.

Октябрь 2018 – август 2019г.

Е.А.Чебанаш, воспитатель

3-й творческий

- Подведение итогов реализации проекта

- Анализ полученных результатов

- Диагностика ЗУН детей

- Презентация детьми реального продукта

- Оформление материалов проекта в методический сборник (на бумажном и электронном носителе)

- Презентация проекта на педагогическом Совете МАДОУ ДС № 2 «Рябинка».

Декабрь 2019г.

Е.А.Чебанаш, воспитатель

 Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: - групповые занятия по образовательной области социально – коммуникативное развитие, направление социокультурные истоки;
- интегрированные занятия (познавательные виды деятельности интегрируются с продуктивными видами деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);
- индивидуальные диагностические занятия проводятся с каждым ребенком группы;
- обрядовые праздники, развлечения, игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, проигрывание этюдов;
- экскурсии в краеведческий музей, в библиотеку, в ДК «Нефтяник», в школу, по городу;
- традиции;
-тематические досуги.
Формы работы с родителями:
- дни открытых дверей для родителей;
- консультирование родителей (индивидуальное, подгрупповое);
- информирование осуществляется посредством распространения памяток, буклетов, консультаций, листовок для родителей, размещения информации (информационные сообщения, информация в папках-передвижках) в уголке для родителей;
- совместные мероприятия для детей и родителей: праздники, культурно – досуговые мероприятия, совместные занятия, творческие мастерские, мастер – классы, круглые столы, родительские собрания, деловые игры, игры-драматизации, конкурсы,
Формы работы с педагогами
- изучение психолого-педагогической литературы (теоретический анализ проблемы);
- проведение семинара-тренинга с воспитателями;
- проведение методических мероприятий по данной проблеме.
Методы и приемы, использованные при реализации проекта:
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание стихов, песен, частушек; беседы с детьми; прослушивание грамзаписи, словесные дидактические игры;
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, фотографий; просмотр компьютерных презентаций; оформление выставок и информационных стендов; театральная деятельность.
Практические методы: создание развивающей среды; организация экскурсий, целевых прогулок, наблюдений; проведение занятий; организация и проведение праздников и развлечений;
Средства воспитания толерантности: Окружающая мезосреда; художественная литература и искусство; фольклор; практическая деятельность.
Реализация проекта в образовательных областях: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Разработка и проведение мероприятий недели толерантности
1день Выпуск памяток для родителей «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей», Стенгазета «16 ноября - Всемирный день толерантности».
2 день «День помощи малышам» - изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп.
3 день Семинар-тренинг с педагогическим коллективом.
4день Спортивный праздник «Игры народов мира», Выставка детских рисунков «Мы такие разные – но вместе».
5 день НОД «Светик – семицветик».
Итоговая работа: фестиваль «Словно радуги - мы едины всегда»
Продукты проектной деятельности: Макеты – модель («Наша улица» (на которой находится детский сад), «Наша город» (центр города), Д/и по теме проекта, детские работы по теме, консультации, коллаж и игрушки – обереги, куклы в национальных костюмов.
Приложения:
1.План реализации проекта с детьми

Месяц

Тема

Программное содержание

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

Мониторинг

Определить уровень знаний детей о нациях, которых живут в России.

Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста.

Е.А.Чебанаш, воспитатель

А.В.Сысолина, педагог – психолог


«Мой город»


Дать детям знания о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе, знакомиться с культурой разных народов.

1.Фильмы о городе

2.Развлечение «Это -Радужный мой»

3.Литературный вечер «Радужный – дом, где я живу»

4Вернисаж «Город глазами детей»

Е.А.Чебанаш, воспитатель, С.В. Светикова музыкальный руководитель

Октябрь

 «День дружбы народов»

Познакомить детей с народным праздником России «День дружбы народов». Закрепить знания детей, полученых в течение учебного года

1Игра – праздник

2Прослушивание патриотических песен. 3Большая -интеллектуальная игра «А вы знаете, дети, какие нации есть на свете»

4Дидактическая игра «Народы России»

Е.А.Чебанаш, воспитатель

Ноябрь

День толерантности

Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны. Формировать у детей уважительное отношение к другим народам, их культуре и традициям.

Вызвать интерес к культуре и творчеству представленного народа.


1НОД Тема: «Цветик - семицветик»

2Дидактическое упражнение «Мы все разные, но мы все равны»

3Рисование «Народные орнаменты».

4Фестиваль «Словно радуги - мы едины всегда»

5Выставка рисунков «Дружат сказки на земле»

Е.А.Чебанаш, воспитатель


«При солнышке тепло - при маме легко»

Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной принадлежности; воспитание любви и уважения к матери.

1Конкурсная – игровая программа «Мама и я – лучшее друзья»

2Фотовыставка «Мама – солнышко мое»

3Конкурс «Наши мамы мастерицы»

Е.А.Чебанаш, воспитатель, С.В. Светикова музыкальный руководитель

Декабрь

«Новогодние обычаи стран и народов мира»

Познакомить детей с обычаями и традициями празднования новогоднего праздника у разных народов. Праздники объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество.


1.Настольные и напольные игры

2.Мультимедиа-презентации по темам;

сюжетные игры;

3.Творческие рассказы по теме

4 Конкурс «Новогодняя игрушка» (с обязательным присутствием национальной особенности»

5.праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»;

Е.А.Чебанаш, воспитатель,

Январь

Игры народов России

Знакомить детей с подвижными и спортивными играми разных народов России, воспитывать у детей чувство толерантности через игру.

Физкультурный досуг

«Дружат сказки на планете»

Праздник спортивны игр народов Севера

«Хантыйские забавы» Спортивное развлечение

2Подвижные игры на прогулке

Е.А.Чебанаш, воспитатель, С.В. Светикова музыкальный руководитель

Февраль

«Наши защитники»


Закрепить знание детей о том, что мы должны защипать нашу стану в том числе и от экстремистскими проявлениями.

1Спортивный досуг «Сильные и смелые»

2НОД «Что такое героизм»

Е.А.Чебанаш, воспитатель,

Март

 «Музыка, танцы и песни Кавказа»

Познакомить детей с национальностями проживающими на Кавказе через музыку, танцы и песни.

1.Игра – развлечение

2.Декоративное рисование «Коврик».

3.Беседа с приглашенными гостями.

Е.А.Чебанаш, воспитатель, С.В. Светикова музыкальный руководитель

Апрель

 «Встречаем Весну – красу»

Познакомить с обычаем празднования национальных праздников, дать представления детям о некоторых особенностях культуры народов России. воспитания патриотизма и русской идентичности.

1.Игра – развлечение

«Вороний день»

2.Фольклорный праздник «Веснянка».

3.Обрядный праздник «Мэрцишор» 4Изготовление игрушек – оберегов.

5 Работа со СМИ.

Е.А.Чебанаш, воспитатель, С.В. Светикова музыкальный руководитель

Май

«День победы»

Дать детям знания о том, что завоевывали победу люди разных национальностей и благодаря, им мы сегодня живем по мирное небо. Способствовать формированию целенаправленных знаний о подвиге русского народа в победе над фашизмом;

Воспитывать любовь к Родине и гордости за свою страну.

1.Беседы с детьми;

2. Праздник «Я хочу, чтобы не было больше войны!»»

3.Участи е в митинге в честь праздника победы.

Е.А.Чебанаш, воспитатель, С.В. Светикова музыкальный руководитель

Июнь

«Лето красное пропело»

Закрепить знание детей о том, как встречают лето люди разных национальности и вероисповедания какие праздники государственные и национальные отмечают лето

1.Обрядовый праздник «Праздник трясогузки»

2Просмотр фильма о народном праздник «Нарвуз»

3.Беседа с представителями национальных объединениях.

4 Конкурс рисунка на асфальте в «День защиты детей»

5Развлечение «День России»

Е.А.Чебанаш, воспитатель.

Июль

«День семьи»

Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним; создавать условия для развития взаимоотношений образовательного учреждения и родителей воспитанников.

Формирование у детей толерантного отношения к духовно-нравственным традициям общества;

1.Праздник ко Дню семьи «День семьи, любви и верности»

2 Конкурс по теме «Генеалогическое древо моей семьи»

3Праздник пап.

4. Литературная викторина

«О правах играя»

5. Участие в конкурсе организован партии «Единая Россия» «Моя семья».

Е.А.Чебанаш, воспитатель, С.В. Светикова музыкальный руководитель

Август

Мониторинг

Определить уровень знаний детей о культуре, быте, фольклоре, обычаях, разных наций живших в нашей стране.

«Результаты мониторинга образовательного процесса»

Е.А.Чебанаш, воспитатель, С.В. Светикова музыкальный руководитель

2. План реализации проекта с родителями

Форма

Тема

Сроки

Родительское собрание

«Воспитание у детей позитивного отношения к представителями своего и других народов»

Сентябрь

Анкетирование родителей

Анкетирование по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.

Сентябрь

Стенгазета

«Мы вместе – мы едины»;

Октябрь

Круглый стол

«Традиции и семейные праздники в нашей семье»

Январь

Букле

«Как воспитывать толерантного человека»

Ноябрь

Деловая игра

«Толерантная Россия – дружба народов на века»

Май

Папку – передвижку

«День толерантности»

Январь

Оформления мини – музея

«Куклы разных народов мира»

Январь

Творческая мастерская

«Кукла Акай – народная кукла коренных народов севера ханты и манси»

Декабрь

Родительское собрание

с участие сотрудников правоохранительных органами и представителями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Декабрь

Участие в конкурсах рисунков

«Мы такие разные – но вместе», «Югра – Родина моя».

Ноябрь - Декабрь

Консультация

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

Февраль

Выставка работ

«Дружат сказки на планете»

Апрель

Участие в конкурсах

«Моя родословия» (на самое содержательное генеалогическое семейное древо), «Новогодняя игрушка» (с обязательным присутствием национальной особенности)

Март

Декабрь

3. План реализации проекта с педагогами

Форма

Тема

Дата

Анкетирование педагогов

Анкетирование для выявления самооценки толерантности, опросник «Черты терпимой личности»

Сентябрь

Семинар – практикум

«Толерантная страна – путь к мирному сообществу»

Октябрь

Круглый стол

«Педагогическая толерантность»

Ноябрь

Деловая игра

«Быть толерантным»

Январь

Дискуссионный клуб

«Жить интересно потому, что мы разные»

Апрель

Консультация

«К чему способствует толерантное воспитание в детском саду?

Сентябрь

4.Работа с социальными институтами

Форма

Тема

Дата

Экскурсия в этнографический музей

Участие в игре – путешествии «Я познаю мир народов Севера»


Ноябрь

Посещения выставки декоративно - прикладного искусства в ДУ ДК «Нефтяник»

 «Ах, какое чудо» из цикла «Мир кукол и игрушек»


Февраль

Экскурсия в библиотеку

Беседа «Игрушки разных народов родного края»

Декабрь

Участие в выставки рисунков - центральная библиотека

«Люди разных национальности принесли нам победу»

Мая

Посещение школы № 6

Просмотр спектакля «В канун праздника светлая новость пришла»

Апрель

Литература:
1.       «Результаты мониторинга образовательного процесса» Н. В. Верищагина «Детство – пресс» 2011
2.       «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошк. возраста» Ветохина. А. Я.
3.       Г. А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина…»
4.       «Знакомство детей с русским народным творчеством»
5.       Л.А.Кондрыкинсая «С чего начинается Родина?
6.       Т. Н. Вострухина «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения».