Веникова Я.А., Бабынина Е.В., Новакова И.А. Проблема подбора и упорядочения материалов и оборудования для детского сада
Обращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада, разведём два вопроса: 1. упорядочение, введение в систему множества материалов; 2. конкретное оснащение группового помещения. Первый вопрос может быть решён только усилиями специалистов-исследователей, второй лежит в сфере компетенции воспитателей. В решении вопроса упорядочения материалов сходятся интересы: педагогов, которым нужно рационально подобрать материалы для работы с детьми; проектировщиков, которым надо знать, что создавать; и торговых фирм, которые должны понимать, какие материалы нужны дошкольным учреждениям, чтобы продвигать их на рынке. Раньше проблема упорядочения материалов не была столь актуальной. Единственная программа для детских садов предписывала форму и содержание образовательного процесса, а также материал, его «обслуживающий». Условно весь материал делился на две как бы противопоставленные друг другу группы: 1) игрушки (для свободной деятельности детей), 2) дидактические пособия для занятий. Дидактические материалы разрабатывались исследователями-педагогами и затем «превращались» в промышленные образцы или изготавливались самими воспитателями. Игрушки проходили обязательную экспертизу в Художественно-техническом совете Министерства просвещения. И что важно, в этом множестве материалов для детского сада можно было легко сориентироваться. Сейчас ситуация радикально изменилась. Появившиеся в последнее десятилетие разные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий и оставляют открытым вопрос о предметном оснащении свободной самостоятельной деятельности детей. Чрезмерная конкретизация материалов и оборудования «под программу» уменьшает свободу действия воспитателя. В последнее десятилетие Россия открыта для зарубежной игрушки: с одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, дешёвой и не всегда качественной. Дошкольников «захлёстывают» волны игрушек, быстро сменяющие друг друга. Также появилось огромное количество отечественных производств, выпускающие игрушки, оборудование и полиграфическую продукцию для дошкольных учреждений. Воспитатели теряются в этом безбрежном море, не зная, что следует выбрать для детей. Конкретные ассортиментные перечни продукции - плохие помощники педагогу. Во-первых, они быстро устаревают (всё множество материалов невозможно охватить - в современном мире каждый день появляются новые образцы). Во-вторых, они дезориентируют и сковывают педагога, так как материалы в них представлены рядоположно (в длинных перечнях трудно уловить взаимозаменяемые эквивалентные образцы). В этой ситуации необходимо создать систему упорядочения материалов, исходя не из конкретного ассортимента и не из конкретных программ, а из общих психолого-педагогических оснований. Первое основание - виды деятельности (игровая, продуктивная, познавательноисследовательская), из которых складывается образовательный процесс в детском саду, вне зависимости от конкретной программы. Второе основание - своеобразие возрастных этапов, т.е. особенности деятельности детей каждого возраста. Из специфической структуры и развивающего значения каждого вида деятельности может быть выведена условная типология материалов. Подбор конкретных материалов того или иного типа - в руках педагога. Ориентируясь на обобщённый тип материала, воспитатель может осознанно выбирать из множества взаимозаменяемых (схожих) промышленных образцов подходящие, более осмысленно и свободно работать с ассортиментными перечнями. Ещё один важный момент при подборе материалов - учёт пространства группового помещения. Предметные материалы во всей их совокупности должны не только обеспечивать целостный образовательный процесс, но и встраиваться в групповое помещение. Воспитатель, руководствуясь интересами педагогической целесообразности, должен противостоять соблазнам «потребительской гонки». К «искажению» среды может приводить чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу «новое - значит хорошее». Чтобы избежать этих перекосов, следует соблюдать следующие условия при оснащении группового помещения: - выбранные материалы и оборудование должны создавать насыщенную, целостную, многофункциональную среду; - материалы должны подбирать сбалансировано. В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды группового помещения следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели материал, с которым можно действовать, но и пространство для этого действия. Список литературы: 1. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учеб. пособие. М.: «Архитектура-С», 2005. — 328 с. 2. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитате& лей и заведующих / Под ред. Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой. М., ЗАО "Элти- Кудиц", 2003. - 160 с.