Выпуск № 18 (44) 2020

Заботина Е.В. Формируем фонетику карандашом

Фонематическое восприятие – фундамент, на котором строится полноценное обучение чтению и письму.
Формирование правильного фонематического восприятия – важнейшее направление как в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, так и в работе по профилактике дисграфии и дислексии у детей, не имеющих выраженных речевых нарушений.
Для развития фонетической стороны речи дошкольников можно использовать графические упражнения. Такие упражнения можно использовать в фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию речи.
Перед графическим диктантом дается установка: нарисовать предметы, в названиях которых есть изучаемый звук. Если дети испытывают затруднения при изображении каких-либо предметов, педагог может продемонстрировать готовый образец или предложить использовать схемы.
Предлагаем вашему вниманию некоторые практические наработки учителя-логопеда.
«Мышонок и шмель»
Цель. Выделять звук [ш] в начале, середине, конце слова. Добиваться автоматизации
звука [ш] в связной речи.
«Жил да был на свете мышонок (р - здесь и далее так обозначается рисунок). Построил он маленький шалашик в поле (р). Проснулся как-то мышонок от шума. Это прилетел шмель (р). Шмель присел на башмаки мышонка и стал шуршать фантиком от шоколадной конфеты (р). Мышонок попросил шмеля не шуметь».
Придумайте, что произошло дальше, и нарисуйте. Постарайтесь рассказать свою историю словами, в которых есть звук [ш].
«Строим дом»
Цель. Упражнять в дифференциации звуков [р] - [р’].
«Человек решил построить дом. Он построил стены (р – квадрат). А что делать дальше, не знает. Помогите ему достроить дом. Нарисуйте только те детали, в названиях которых есть звуки [р] и [р’] (р). Вселился человек в дом и стал хозяйничать. Слева от дома он посадил сад и разбил клумбу (р). Справа устроил огород (р). А перед домом – птичий двор (р)».
Дети называют предметы на картинках, в названиях которых есть изучаемые звуки.
«Веселые точки»
Цель. Упражнять в дифференциации шипящих и свистящих звуков.
«Жила-была точка. Она все время скучала, потому что умели рисовать только круг, квадрат и линию. Но как-то раз точка поняла, что может прятаться в разных предметах. И она стала веселой точкой».
Нарисуйте три точки на листе бумаги. Из первой точки нарисуйте предмет, в названии которого есть звук [ж]. Из второй точки – предмет, в названии которого есть звук [з]. Из третьей точки – предмет, в названии которого есть звук [ш]. Придумайте с этими словами предложения.
«Звериная лечебница»
Цель. Упражнять в дифференциации звуков [л] - [р] в словах, фразах, в связной речи.
«В большом городе построили ветеринарную лечебницу. Туда привозили больных животных и лечили от разных болезней».
На листе бумаги слева нарисуйте животных, в названиях которых есть звук [л], а справа – животных, в названиях которых есть звук [р]. Придумайте историю про этих животных: как они попали в лечебницу? Кто им помог? Что происходит с животными сейчас?
Опыт показывает: выполняя такие упражнения, дети четко различают звуки на слух и безошибочно употребляют звуки в самостоятельных речевых высказываниях.