2023 2022
2 (220) 2023

Готфрид Н.П., Журавлева И.С., Зайцева М.В., Иванова Т.И. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ, ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПОВЫШЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-4.pdf

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества не только инструктора по физической культуре с воспитателем, но и тесной работе с музыкальным руководителем. Двигательная деятельность, осуществляемая как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности эффективна при применении правильно подобранной музыки. От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение общего физического здоровья детей, так и сохранения, и укрепления их психофизического здоровья, с целью формирования полноценной личности ребенка. Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия посредством педагогической интеграции.

В структуре музыкальных занятий одним из важнейших видов детской деятельности являются музыкально-ритмические движения, включающие в себя различные двигательные упражнения, танцы, игры, которые способствуют повышению двигательной активности детей. В музыкальной деятельности дети двигаются в процессе исполнения танцевальных движений, различных перестроений, музыкальных игр, псих гимнастических этюдов, двигательных импровизаций, пении с движением. Таким образом, образовательная музыкальная деятельность в большой степени способствует повышению двигательной активности дошкольников.

Основным же средством являются физкультурные занятия и утренняя гимнастика. Более качественно и оптимально физическое развитие осуществляется с музыкой.

Синтез музыки и физических упражнений существенно повышает само качество занятий физкультурой и способствует повышению двигательной активности детей.

Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, поднимая эмоциональный тонус и улучшая работоспособность, что облегчает выполнение движений, повышает их качество и выразительность. Музыка делает занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников.

Музыка организует детский коллектив, активизирует внимание детей.

Звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В то же время у детей развивается музыкальность, основные ее компоненты — эмоциональная отзывчивость и слух. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности, другим словом развивается осмысленная двигательная реакции на звучащую музыку.

Яркие, динамичные художественные музыкальные произведения, соответствующие характеру и содержанию физических упражнений, способствуют физическому совершенствованию ребенка, выработке красивой осанки, правильной координации движений.

Музыка мобилизует через нервную систему детского организма его резервы, что влияет на укрепление здоровья ребенка.

Для активизации малоподвижных детей музыка устанавливает нужный темп и ритм выполнения упражнений, в связи с чем увеличивается двигательная активность.

У дошкольников с синдромом чрезмерной двигательной активности спокойная музыка в конце занятия поможет их успокоить. Например, релаксационная музыка со звуками природы.

Музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет педагога. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у педагога появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь.

Применение музыкального сопровождения имеет свои особенности.

С детьми младшего дошкольного возраста используется эпизодическое музыкальное сопровождение простых или уже выученных упражнений. Механизмы управления произвольным вниманием в этом возрасте настолько несовершенны, что музыка может стать сбивающим фактором, нарушающим структуру еще несовершенного действия. Поэтому утренняя гимнастика под музыку проводится лишь в том случае, если все движения предварительно выучены на физкультурных занятиях, хорошо усвоены детьми.

Таким образом, использование музыки во время двигательной активности детей не только улучшает эмоциональный фон, поднимает настроение, оптимизирует деятельность внутренних систем организма, улучшает функционирование высших нервных процессов, но и повышает эффективность образовательного процесса по физическому воспитанию и двигательную активность детей, а также способствует развитию их музыкальности.

1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Г.И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 96с.; ил.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Люкс, 2005. - 671с.

3. Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-пб; Детство-Пресс, 2010, - 650с.