2023 2022
1 (219) 2023

Волкова Р.Г. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

В дошкольном учреждении воспитанник приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Для того чтобы пребывание в детском саду пошло ребенку на пользу, а не усугубило его психическое состояние, в первую очередь нужно социализировать. Когда дети поступают в детский сад первое, что они видят обстановку, а именно среду, которую создаем мы педагоги.

Среда, в которой находится ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и успешную социализацию. Учитывая, у детей с ОВЗ нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей. Работая над созданием предметно-развивающей среды, мы исходим из того, что важным условием воспитания детей с различными нарушениями является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: а именно стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, предназначенные для полноценного развития психических процессов. Развивающая предметная среда — это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции.

Предметно-развивающая среда должна быть:

· оптимально насыщенна — материалы и оборудование, должны создавать (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду;

· стабильна — материалы и пособия, маркеры игрового пространства должны иметь постоянное место;

· разнообразна — наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, развитие мелкой моторики, организации двигательной активности и др.;

· доступна — расположение игрового и дидактического материала должно быть в поле зрения ребенка;

· безопасна – игрушки, мебель, развивающий материал должны по максимуму обеспечивать безопасность ребенка.

Работая с детьми ОВЗ, при организации предметно-развивающей среды большое предпочтение отдается методике Марии Монтессори, т. к. свою методику как никакая другая подходит именно для детей с различными отклонениями в развитии. Сюда входит зона сенсорного развития, - которая дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей. А, также зону практической жизни – она имеет особенное значение для наших детей. Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, шнурки). Большое внимание так же отводится театрализованной деятельности, которая необходима, так как она раскрепощает детей, помогает формировать умение работать в коллективе, а значит, организует социализацию. Совместное обыгрывание сказок учит детей соблюдать последовательность событий, уважать сверстников. Дети обожают играть роль понравившихся персонажей, и даже самые маленькие воспитанники, которые не могут озвучить роль, с удовольствием берут фигурки и стараются повторять все действия за педагогом. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач и социализации на этапе дошкольного детства, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Список используемой литературы:

1. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. -http://goo.gl/VhpiUr

2. Короткова Н.А.. Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей:-Москва, ЗАО «Элти-Кудиц» 2003г.

3. Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф.дисс….канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева.-Белгород:БГУ,2001

4. Кларина Л. М.Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников/Л. М. Кларина.-СПб.,1999