2023 2022
1 (219) 2023

Корякова И.А., Волынцева Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ НАРОДОВ МАЛОЙ РОДИНЫ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf

Воспитание любви и уважения к своим корням, к своей малой Родине послужит фундаментом для развития целостной, гармонически развитой личности, способной противостоять вызовам современного общества. В последние годы заметно активизировалась работа по духовно-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях. В настоящее время это направление является одним из приоритетных в работе нашего ДОУ.

Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является создание условий для формирования у детей духовных и нравственных ценностей хакасского и русского народа, их традициях и самобытной культуре.

На каждом этапе развития ребёнка приходится решать образовательные задачи.

Задачи:

1. формировать у детей знания о народной музыкальной культуре: музыкальные инструменты, песенное и танцевальное творчество; познакомить детей с приёмами игры на народных инструментах;

2. создать условия для развития интереса детей к народной музыке, национальным традициям; обогащать словарный запас детей;

3. развивать художественный вкус;

4. формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой;

обогащать музыкальные впечатления детей;

5. закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, танцевальных, хороводных движений, игры на детских музыкальных инструментах, развивать чувство ритма;

Актуальным направлением в своей работе я считаю приобщение детей к устному – народному творчеству, потому что знакомство с народными произведениями имеет огромное значение во всестороннем развитии дошкольника, так как обогащает чувства и речь малышей, формирует их отношение к окружающему миру. Содержание фольклорных произведений, фантазия, которую могут проявить дети и взрослые, яркие художественные образы, – все это оказывает на детей бесценное воспитательное воздействие, потому что привлекает их внимание, доставляет им радость. В наш детский сад ходят дети разных национальностей, поэтому при выборе малых фольклорных форм я опираюсь на эти сведения в основном это - хакасский, русский, тувинский национальный фольклор,

Многолетние наблюдения показывают, что короткие и ритмичные фразы фольклорных произведений вызывают у детей положительную реакцию на художественное произведение, вызывают желание запомнить его и повторить.

На занятиях с детьми стараюсь показать красоту хакасского и русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, игры-забавы, сказки, загадки, пословицы и поговорки, обогащают их словарный запас, развиваю связную речь, устанавливаю эмоциональный контакт с каждым ребенком, потому что сказки, песни, игры, потешки – незаменимое средство пробуждения их познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. (Игра «Золотые ворота»). В прошлом году стала включать народные игры ближайших соседей Алтай и Тыва. Например, игра «Юрта» правила игры: дети делятся на 3 – 4 команды, каждая команда «строит юрту» возле обруча и запоминает его цвет. После слов дети разбегаются в хаотичном порядке под музыкальное сопровождение. Ведущий меняет обручи местами. Когда музыка останавливается команда должна найти свой обруч и снова построить юрту. Побеждает та команда, которая первая это сделает.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, погодными изменениями, растений, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их многообразии и целостности. Дети с удовольствием участвуют в национальных праздниках «Чыл Пазы», «Рождественские колядки», «Масленица» которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.

Дети в составе ансамблей с художественными номерами ежегодно принимают участие в различных конкурсах вне детского сада. Участие в конкурсах решает комплекс задач: участие в этих процессах и взрослых, и детей; использование народного опыта в жизни детей; усвоение традиций русской и хакасской и тувинской культур не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Освоение народных культур – это непроведение отдельных праздников и мероприятий, это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды, внутреннее преображение каждого в процессе свободного принятия нравственных и этических ценностей народа.

Народные подвижные игры - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Детские русские народные подвижные игры выступают не только фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм — особое, поскольку эти игры способствуют сохранению национальных традиций, культурного наследия, а также помогают формировать национальное самосознание.

Хакасские народные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию и философию хакасского народа. Игры у хакасов, исторически являлись основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов. О целительном воздействии подвижных игр на организм ребёнка, на становление его характера и личностных качеств хакасский народ знал с древних времён. Они считали, что в игре, ребёнок находит возможность реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой.

Народные игры хакасов по своему характеру и целям соответствуют наиболее типичным производственно – бытовым действиям этого народа. Содержание игр понятно для детей различного возраста и благодаря этому ребёнок быстрее, лучше осваивает окружающую действительность, познаёт основную деятельность родителей, что помогает ему духовно, физически и психически развиваться.

Жизненная ценность хакасских игр заключается в том, что они связывают человека с природой, бытом и являются формой выражения разносторонних физических и умственных способностей народа. Главные факторы хакасских народных игр – это находчивость, гибкость ума, быстрота, ловкость и умение всё это сочетать.

А дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей, традициями, бытом своей республики, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, постепенно расширяя круг знаний. Воспитать в дошкольниках патриотические чувства, любовь к своей малой Родине, очень нелёгкая задача –
одна из актуальных проблем в настоящее время.

Знакомя детей с национальными хакасскими играми, решаются следующие задачи:

1. Создавать условия для представления о прошлом людей хакасской национальности; вызвать интерес к жизни родного края.

2. Способствовать ознакомлению с традициями, бытом хакасского народа, их национальными праздниками, названиями народных игр.

3. Способствовать формированию интереса к традиционным хакасским играм, атрибутике; наглядно показать необычность таких приспособлений.

Игры направлены на:

1. Активизацию двигательной деятельности детей, развитие координации движений, зрительного, слухового восприятия, физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, гибкости, силы.

2. 2. Закрепление представлений о внешних сходствах предметов, особенностях этнографического своеобразия, животного и растительного мира Хакасии.

3. 3. Воспитание моральных качеств: организованности, самообладания, выдержки, воли.

4. 4. Укрепление всех групп мышц, сердечно – сосудистой, дыхательной системы; способствование укреплению психического здоровья, формирования правильной осанки; предупреждения переутомления.

В своей работе с детьми я использую такие хакасские игры как:

«Холл тартызах» (Перетягивание палкой), «Оранмай», «Метпечек» (Жмурки), «Спрячь рукавицу», «Орын пылазах» (занятие места)Таким образом нравственно – патриотическое воспитание очень важно на современном этапе развития общества. В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, игра, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи дошкольнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности человека в поликультурном обществе.

Литература:

«Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии» - Абакан,1995