Выпуск № 65 (140) 2021

Сергеева М.Б. Особенности формирования пространственных представлений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

У детей с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата (ОДА) нарушение мышечного тонуса часто приводит к замедленному осознанию ощущений своего тела, затруднению в формировании ориентировки в частях собственного тела и как следствие, ориентировки в пространстве.
Ориентировка ребенка в пространстве является важным условием для усвоения знаний и умений, развития мышления, адаптации учебной деятельности и, как правило, в дальнейшем проблемы в школьном обучении. Ориентация в символическом пространстве необходима для операции с разрядным строением числа, выполнения счета, восприятия и оценки асимметричности пространства. Затруднение в усвоении пространственно-временных отношений часто ведет к оптической, грамматической формам дисграфии, так как дети не могут усвоить правильное расположение элементов букв, значение пространственных предлогов. Нередко наблюдаются элементы зеркального письма. Встречаются ошибки не только на уровне буквы и слова, но и на уровне предложения, так как дети не могут запоминать линейную последовательность слов, их местоположение относительно друг друга. Смешение пространственных предлогов также ведет к аграмматической форме дисграфии. Данная категория детей испытывает трудности и в освоении математики в начальной школе. Они неправильно пишут цифры, могут менять их местами при выполнении арифметических действий, путаются в сравнении величин и др. Поэтому обязательным условием эффективности и качества абилитационного процесса в нашем учреждении является включение в него заданий по развитию пространственно-временных отношений (1,3).
Как показывает многолетний опыт работы, нормализация мышечного тонуса способствует, прежде всего, физические упражнения, а для развития пространственно-временных отношений у ребенка с нарушениями ОДА необходим целый комплекс мероприятий. Особое значение для развития пространственных представлений имеет образование систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами.
В процессе коррекционно-педагогической деятельности, направленной на развитие пространственно-временных отношений, дети сначала овладевают различением направлений по вертикальной оси (спереди/сзади). С более значительными затруднениями и позднее у детей формируются различение правой и левой стороны, вначале в собственном теле. Затем дети начинают ориентироваться в окружающем пространстве, что требует закрепления довольно сложной системы связей между движением и словом. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственные различение предметов (поле зрения, острота зрения, глазомер) в норме, интенсивно формируются в дошкольном возрасте. Поле зрения в 5-6 – летнем возрасте делает скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля взрослого человека. Поэтому очень важно в коррекционно-развивающее занятие включать упражнения по развитию глазомера и расширению поля зрения.
Прежде чем начинать работу по формированию ориентировки в пространстве у детей нужно развивать умение дифференцировать ощущения от движений, от взаимодействия с с другими предметами и людьми. Поэтому мы начинаем формирование пространственных представлений с различного рода массажей, дыхательных упражнений, ЛФК, АФК. В каждое коррекционно-развивающее занятие обязательно включается физкультминутка, многие задания выполняются в подвижной форме, в положении лежа, стоя.
Планируя работу по формированию и коррекции пространственных представлений, нельзя забывать о временных параметрах. Пространственно-временные представления начинают формироваться довольно рано, но долго развиваются в онтогенезе. Начинать работать по уточнению пространственно-временных отношений желательно еще в раннем возрасте, продолжая ее на протяжении всего дошкольного детства. Это еще раз говорит о необходимости преемственности между педагогами. На занятиях по конструированию мы формируем восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу. Ребенок учится внимательно следить за действиями другого человека. Это развивает способность самостоятельно анализировать несложный образец, используя не только пространственные представления, но и представления о форме, величине, цвете. В своей работе педагог может использовать элементы конструирования для коррекции и уточнения пространственных предлогов. Начинать работу нужно с простых предлогов раннего онтогенеза и постепенно вводить сложные. В начале работы с детьми нужно предлагать им крупный напольный конструктор, обыгрывать постройки действиями с игрушками. Очень хорошо воспитанники используют материал, если много наглядного материала, с которым можно манипулировать самому. Для этой цели используются различные виды настольного театра, решая тем самым одновременно и речевые задачи по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, диалогической формы речи, а также знакомя с устным народным творчеством, которое наиболее близко детям дошкольного возраста. Детям постарше дается конструктор ЛЕГО, палочки Кюизенера. Особенно следует обратить внимание на то, что обучение необходимо строить по объемному образцу, по схеме, по словесной инструкции.
Большое значение имеют упражнения, направленные на формирование умения ориентироваться на плоскости. Вначале это фланелеграф, доска, а затем лист бумаги.
Одним из приемов установления причинно-следственных связей на занятиях по развитию речи являются обучение рассказыванию по серии картинок с фабульным развитием действий. Такие упражнения не только формируют пространственно-временные понятия и учат устанавливать причинно-следственные связи, но и развивают вербально-логическое мышление, формируют связную монологическую речь, обогащают представление об окружающем, что очень важно для детей с особенностями в развитии. Очень важным условием пространственно-временных отношений для успешного формирования фонематического восприятия и звукового анализа, так как слово – это ни что иное, как совокупность звуков, имеющих определенное местоположение в пространстве и времени. В противном случае нарушается слоговая структура и звуконаполняемость слов, что в дальнейшем ведет к дисграфии. Поэтому специалисты, работающие с детьми, особое внимание уделяют развитию аналитико-синтетической деятельности, формированию и коррекции фонематического восприятия.
Работа по развитию пространственно-временных представлений осуществляется и на коррекционных занятиях по развитию мелкой моторики. Это такие виды работ, как складывание пазл, собирание заданных узоров из мозаики, нанизывание бусин с заданным чередованием, выкладывание рисунков из природного материала, штриховки, выполняемые в разном направлении: слева направо, сверху вниз, по диагонали. В работе используются трафареты и лекала, дети с помощью взрослого дорисовывают по клеточкам различные фигуры, некоторые со временем способны выполнить несложный графический диктант.
Среди воспитанников с нарушением ОДА встречается много детей с ведущей левой рукой, что часто связано не с генетической предрасположенностью, а с отклоняющимся формированием латералиты. У этих детей особенно заметны трудности в усвоении пространства, что наиболее ярко выражается в зеркальном написании букв, цифр, не умении работать с разными видами схем, лабиринтов, неумении срисовывать, копировать, конструировать по образцу. Поэтому в работе по усвоению графем, используются такие приемы, как прописывание на наждачной бумаге, зачеркивание неправильных изображений среди многих, поиск цифр и букв не зашумленных изображениях, выкладывание из мелких предметов, вырезание, лепка, прописывание в воздухе, проговаривание написания по элементам с указанием направления, диктант букв и цифр, нахождение в печатном тексте, закрашивание, заштриховывание правильного изображения. Эти упражнения, помимо прочих задач, способствуют еще и развитию внимания, что является особо актуальным для детей с проблемами в развитии.
Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод, что нарушение пространственно-временных представлений является одним из основных компонентов, на базе которых формируется письмо, счет, чтение. Поэтому необходима ранняя диагностика и своевременная коррекция имеющихся отклонений в развитии. Своевременная диагностика и коррекция помогут ребенку избежать дезадаптации в школьном возрасте и значительно облегчать усвоение новых форм познания окружающей действительности в дошкольном возрасте. Повышение уровня функционирования пространственных представлений повлечет за собой усвоение базисных алгоритмов, которые облегчат его контакт с поступающей информацией.
Таким образом, упражнения по развитию пространственно-временных отношений являются необходимой частью коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, и используются во всех видах фронтальных и подгрупповых занятий, а также индивидуальной работе с детьми.
Список литературы:
1.       Гудкова Т.В. Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП// Проблемы и перспективы развития образования: Мастер.III Междунар. Науч. Конф. – Пермь, 2013.
2.       Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – М:Издательский центр «Академия»,2001. – 192 с.