2023 2022
1 (219) 2023

Железко С.А. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «УЧИМСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ. РАССКАЗЫ О НАШЕЙ СТРАНЕ, РОДИНЕ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf

Рабочая тетрадь поможет развить у ребенка способность последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы по тексту, научит его понимать и пересказывать прочитанное. Обучение детей пересказу является доступным и действенным средством развития связной речи. Наиболее простой формой для восприятия ребенка при формировании умения связно, последовательно излагать свои мысли являются рассказы о событиях из окружающей его жизни. В данной тетради представлены простые, доступные по содержанию произведения русских писателей по лексическим темам: Наша Родина – Россия. Столица – Москва, День защитника Отечества, День Победы. Рассказы имеют четко выраженный сюжет и приближены к личному опыту ребенка. Игровые задания, предложенные после каждого текста, стимулируют логическое мышление, внимание и память малыша, развивают мелкую моторику, позволяют совершенствовать его связную речь, способствуют пополнению знаний и сведений, обеспечивают заинтересованность в общении со взрослым. Следует доходчиво объяснить ребенку задание и проверить правильность его выполнения. Если ребенок затрудняется выполнить, то или иное задание, помогите ему. Но не выполняйте задание за него! Следите за тем, чтобы ребенок не утомлялся. Обязательно оценивайте его достижения – одобрение и похвала рождают у ребенка чувство гордости и вызывают желание заниматься.

Как организовать работу с тетрадью

* Предложите ребенку просмотреть тетрадь и выбрать произведение для прочтения и последующего пересказа.

* Объясните ребенку непонятные для него слова, которые могут встретиться в тексте.

* Выразительно прочитайте ребенку рассказ без установки на запоминание и пересказ. Если ребенок уже умеет читать, пусть сам его прочитает.

* После чтения рассказа побеседуйте с ребенком. Выясните, понял ли он смысл услышанного (прочитанного); есть ли слова, которые он не понял. Задайте вопросы по содержанию текста.

* Обратите внимание ребенка на то, что содержание рассказа передают картинки. Рассмотрите их.

* Прочитайте ребенку рассказ повторно (или предложите ему самому это сделать), но теперь уже с установкой на запоминание и пересказ.

* Попросите ребенка пересказать рассказ с опорой на наглядность. Если у ребенка не получается понять и запомнить весь рассказ, читайте и отвечайте на вопросы по частям.

* После выполнения обучающего задания предложите ребенку выполнить игровые задания.

* Используйте на одном занятии только одно произведение.

* Во время занятия не забывайте поддерживать и хвалить ребенка.

Данная тетрадь может быть использована не только в качестве пособия по обучению детей навыкам пересказа, но и для нравственного воспитания, формирования социально приемлемых норм поведения.

Желаем удачи Вам и Вашему ребенку!

Тема: Наша Родина – Россия. Столица – Москва.

Родина

Место, где человек родился, называется Родиной. Родина – это и страна, и город, и деревня. Деревню и город называют малой родиной. Родина большая – это целая страна. Наша огромная красивая страна называется Россия. Россия, мы любим тебя!

С.А. Комиссарова

Вопросы по содержанию рассказа:

· Как называется место, где человек родился?

· Что такое Родина?

· Что называют малой родиной?

· Что такое большая Родина?

· Как называется наша огромная красивая страна?

*Перескажи текст с опорой на картинный план



* Выучи чистоговорку

Жура-Жура-Журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

П. Воронъко

* Выполни задание. Правильный ответ обведи карандашом



* Раскрась Герб России



Красная площадь

Красная площадь – самая главная площадь во всей нашей стране! Справа высокая красная Кремлевская стена. На Спасской башне огромные часы, которые звонят каждые 15 минут. На этой площади проходят парады, демонстрации, праздничные концерты. Сюда приходят все, кто приезжает в Москву. Рядом с Красной площадью сад с огромными решетками, Могила Неизвестного Солдата, над которой день и ночь горит Вечный огонь и стоит почетный караул из солдат.

По А. Романовскому

Вопросы по содержанию рассказа:

· Как называется самая главная площадь нашей страны?

· Что находится справа?

· Где размещаются огромные часы?

· Что проходит на Красной площади?

· Кто приходит на Красную площадь?

· Что расположено рядом с Красной площадью?

* Перескажи рассказ, используя картинки-подсказки



* Что должно быть следующим, обведи картину карандашом?



Тема: День защитника Отечества

Точно в цель

Шёл по улице солдат. Совсем молодой солдат, а на груди у него боевой орден.

Откуда орден, когда солдат на войне не был? Да и не мог он быть на войне. Война уже кончалась, а солдат ещё на свет не родился.

И вот сейчас, в мирное время, получил молодой солдат боевой орден. За что?

А было так.

Высоко в небе летел самолёт. Так высоко, что с земли не увидишь, не услышишь. Самолёт не наш — чужой, из далёкой страны. Приказали лётчику: незаметно пролететь над Советским Союзом и рассекретить наши военные тайны. Где какой завод у нас стоит — сфотографировать! Где какие воинские части расположены — сфотографировать! Где какие военные аэродромы есть сфотографировать!

Не виден был чужой самолёт с земли, да только наши зенитчики по приборам его обнаружили. Где летит, на какой высоте, даже марку самолёта определили точно.

— По местам! — раздалась команда.

Заняли ракетчики свои места. Направили ракету на невидимую цель.

Доложили:

— Готово!

Ещё команда. Взрыв! Пошла ракета высоко в небо, оставляя за собой хвост дыма. Минута, другая, а ракета уже цель нашла. Загорелся самолёт. А лётчик на парашюте выбросился и долго ещё удивлялся потом, как это его на такой высоте обнаружили и сбили.

А зенитчикам нашим, ракетчикам, ордена дали за точное попадание. И самому молодому солдату тоже.

Вот почему шёл по улице солдат с боевым орденом.

С. Баруздин

Вопросы по содержанию рассказа:

· Кто шел по улице?

· Что у него было на груди?

· Какие вопросы задает себе автор и что он отвечает?

· Чей самолет летал высоко в небе?

· Какое задание получил чужой военный летчик?

· Как определили наши зенитчики чужой самолет?

· Какая раздалась команда?

· Кто направил ракету на невидимую цель?

· Что произошло в небе с ракетой?

· Что произошло с самолетом?

· Что произошло летчиком?

· Почему шёл по улице солдат с боевым орденом?

* Изображая эпизоды рассказа художник перепутал их правильную последовательность. Пронумеруй картинки-подсказки по порядку и расскажи рассказ



* Найди два одинаковых ордена. Обведи их карандашом



Почему армия родная?

Девочка Лена научилась читать. На стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать: «Да здравствует родная российская армия!». «Армия называется российской, потому что она в нашей стране, - думает Лена. – А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка».

Шел домой мальчик Коля. Он был соседом Лены, и Лена его спросила:

- Коля! Скажи, тебе армия родная? - Мне? Конечно, родная, - ответил Коля.

- Мой брат уже полгода служит в армии. Брат мне родной. Значит, и армия родная. Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице.

Вышла из подъезда соседка тетя Маша. Лена и ее спрашивает:

- Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?

- Нет, отвечает тетя Маша. – Не служат. Все дома. - Значит вам армия не родная? - Как же это не родная? – удивилась тетя Маша. – Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был бой, и пришли наши. Мы бежали им навстречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти». - Армия всем родная, - закончила тетя Маша. – И меня, старую, и тебя такую маленькую, она никому в обиду не даст.

Повеселела девочка. Побежала домой. Когда пришел домой с работы папа, она рассказала ему, как сама прочитала надпись на плакате и что ей

сказали Коля и тетя Маша. - Все же Коле армия роднее! – пожаловалась Лена.

- Ну это как сказать! – ответил папа. – Принеси-ка шкатулку с документами.

Папа достал из шкатулки красную книжечку – военный билет, - где было написано: «Сорокин Иван Сергеевич. Танкист. Сержант запаса». - Вот это да! -удивилась Лена. – Мой папа танкист! А что значит «запас»? - Это значит, - сказал папа дочке, - что я, хотя и работаю на заводе, все равно числюсь в армии. - А другие папы? - И другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса.

На другой день Лена снова гуляла на улице. Было холодно, дул ветер, падал снег. А она не уходила домой, ждала, когда из школы придет Коля, хотела сказать ему про своего папу-танкиста.

Вопросы по содержанию рассказа:

· Что прочитала Лена на стене дома?

· Что подумала лена?

· Кто шел домой?

· Кем он был лене?

· Что спросила лена у соседа Коли?

· Что ответил ей Коля?

· Кто вышел из подъезда?

· Что спросила Лена у тети Маши?

· Что ответил ей тетя Маша?

· Куда побежала Маша?

· Когда пришел домой с работы папа, что рассказала ему Лена?

· Что попросил папа принести Лену?

· Что достал из шкатулки папа?

· Что было написано на военном билете?

· Что спросила лена у папы?

· Что ей ответил папа?

· Кого ждала Лена на следующий день на улице? Почему?

* Используя картинки-подсказки перескажи рассказ (или его отрывок)



* Соедини защитника с его транспортным средством



На границе

Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.

(Из «Логопедического пособия для занятий с детьми»,

автор А.И. Богомолова)

Вопросы по содержанию рассказа:

· Где служил отец?

· Что делал отец вместе с другими бойцами?

· Кто помогал бойцам?

· Как звали собаку отца?

· Почему отец помнит Цибика?

* Перескажи рассказ, используя картинки-подсказки



* Раскрась картинку.



Граница Родины - на замке

Границу нашей Родины охраняют пограничники.

Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор. Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам. Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет.

Верные друзья арестовали нарушителя.

Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

(Из пособия «Говорим правильно», автор О.С. Гомзяк)

Вопросы по содержанию рассказа:

· Кто охраняет границы нашей Родины?

· Как звали верного друга солдата Василия?

· Что случилось однажды в дозоре?

· Кого увидели пограничник и Трезор?

· Что находилось в руках у нарушителя?

· Как Трезор разоружил преступника?

· Что сделали верные друзья?

* Расположи картинки в правильной последовательности. Для этого раскрась пустой кружок внизу картинки в соответствие с заданным образцом и расскажи рассказ.



* По какой дороге должен идти пограничник, чтобы пройти к своей заставе



Тема: День Победы

Собака санитар

Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась она с тремя санитарами. Они переложили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака-санитар спасла жизнь защитнику Родины.

(Из пособия «Говорим правильно», автор О.С. Гомзяк)

Вопросы по содержанию рассказа:

· Что случилось с солдатом на войне?

· Куда он был ранен?

· Кто пришел на помощь солдату?

· Что сделал солдат, когда к нему подошла собака?

· Почему собака оставила солдата?

· Кого она привела с собой?

· Что сделали санитары?

· Как вы думаете, что будет с солдатом?

· Кого он должен благодарить?

* Изображая эпизоды рассказа художник перепутал их правильную последовательность. Пронумеруй картинки-подсказки по порядку и расскажи рассказ





*Выложи из палочек.

Сестра

Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперёд ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно — пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.

Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смёрзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, — медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану — осторожно, чтобы не больно.

«Кругом бой, а она приползла», — подумал Иван и спросил:

— Умру?

— Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.

— Спасибо, сестрица! —говорит Иван Котлов. — Дозвольте узнать, как вас зовут.

— Надя зовут, —отвечает, — Надя Балашова.

Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползёт и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спала она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова!

Л. Касиль.

Вопросы по содержанию рассказа:

· Куда пошёл солдат Иван Котлов?

· Что сучилось с Иваном Котловым?

· Куда его ранило?

· Куда ушли его товарищи?

· О чем думал Иван, когда лежал ранен?

· Кто подполз к Ивану?

· Что сделала девушка?

· О чем спросил Иван?

· Что ответила девушка?

· Что спросил Иван у девушки, когда она его перевязала?

· Как Надя тащила раненого?

· Какая Надя?

* Перескажи рассказ, используя картинки-подсказки



* Помоги сержантам медслужбы получить медикаменты для раненых



Используемая литература:1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 118с. – (Серия «Логопедия в ДОУ».)

2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.- 112с.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

3. Киселева Г.А. Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет. Вып. 1. – М.: Прометей; Книголюб, 2001. – 30с.

4. Киселева Г.А. Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет. Вып. 2. – М.: Прометей; Книголюб, 2002. – 48с.

5. Киселева Г.А. Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет. Вып. 3. – М.: Книголюб, 2003. – 56с.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – С. 25-28

7. Лебедева Л.В., Козина Т.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. - М.: Центр педагогического образования, 2008.

8. Федин С.Н. Как научить ребенка читать /Ольга и Сергей Федины. – М.: АЙРИС-пресс, 2014. – С.74-75

9. Читаем детям: Кн. для чтения в нац. дет. садах РСФСР: Пособие для воспитателя / Под ред. З.Г. Сахиповой. – Л.: Просвещение, 1991.