Выпуск № 40 (115) 2021

Омелина Е.А. Использование игрового пособия «Круги Луллия» (из опыта работы)

Игровое пособие «Круги Луллия» как универсальное средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей дошкольного возраста.
Основная идея работы авторов ТРИЗ создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций. Данная методика реализуется с помощью пособия «Круги Луллия».
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.
Пособие используется в работе с детьми от 3 до 7 лет.
Цель использования данной технологии: развитие основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи) у старших дошкольников.
Задачи:
Уточнять, пополнять и активизировать словарный запас. Совершенствовать слоговую структуру слова. Автоматизировать звуки речи.
Развивать фонематические процессы.
Совершенствовать развитие связной речи.
Обучать детей грамоте.
Принцип изготовления второго варианта игры заключается в следующем:
Вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещается картинка. Принцип подбора картинок может быть разный. Например на одном кольце – разнообразные деревья, на другом – их листья, или семена. На одном – животные: домашние, дикие, рыбы, птицы, на другом – их «дома».
Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:
·          на закрепление и уточнение уже имеющихся знаний;
·          на развитие воображения, фантазии и творчества.
Существует несколько типов игр:
- «Найди реальное сочетание»
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе все эти объекты.
«Расскажи сказку». Описание: На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку. Можно использовать рассказы по схемам (когда на одном круге предметные или сюжетные картинки, а на втором схемы-подсказки для связного высказывания). «Найди, где живет», «Назови детеныша», «С чьей ветки детки?», «Крылья, ноги и клювы» и др.
- Игры с элементом случайности в установке колец. «Объясни необычное сочетание»
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца или одно кольцо. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошках. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца. И наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Кроме того, если каждый круг имеет по 8 картинок, то у вас возникнет 64 комбинации.
Варианты игр зависят от той цели, которую преследует педагог: на совершенствование звуковой стороны речи, на обучение грамоте; на формирование лексико-грамматических категорий; на развитие связной речи. Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация. Например: парикмахеру достается руль. Как поступит парикмахер с рулем? «Кто чем управляет?», «Кто где живет?» и др.
- Игры на развитие творческого воображения.
«Придумай фантастическую историю или сказку».
Для этих игр подбираются кольца, как для предыдущего типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация.
Например: взяв круги с животными и детенышами совпали картинки «зайчиха» и «лисята». Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботится, чему станет учить?» Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.
Усложнение для детей подготовительной группы – использование 4 колец.
Игра «Придумай сказку», где:
1 – сказочный герой, персонаж
2 – место действия
3 – волшебный предмет
4 – средство передвижения
Детям предварительно разъясняются правила, предоставляется план-схема составления сказки.
Символически разъяснены значения картинок на каждом круге:






- О чем говорится в начале сказки? (О герое, где жили герои, место действия).
- В середине сказки? (о каком-то приключении героя, о волшебном предмете).
- В конце сказки? (о возвращении героя, исход приключения).
- Игры на развитие творческого воображения.
«Реши проблему».
В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Например: Сочетание «Стекло – чемодан».
- Какой предмет мы бы получили? (стеклянный чемодан)
- Что может быть хорошего в стеклянном чемодане?
- Какие недостатки у стеклянного чемодана?
- Но вот беда, хозяин этого чемодана остался не очень-то доволен этим перевоплощением.
Он совсем не желает, чтобы все видели, что у него в чемодане. Помогите ему решить эту проблему.
В своей практике я использую пособие с четырьмя кругами по 6 секторов на каждом с магнитами для сменных картинок, что позволяет нам использовать одну и ту же основу для разных игр.

Так как кольца съемные, мы можем трансформировать игру на 1,2,3 кольца.
Количество колец может меняться, в зависимости от поставленной цели.
Вариантов игр множество. Всё зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.
Методические рекомендации
Круги Луллия представляются детям, как чудесные кольца или загадочные круги.
Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом.
Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами.
Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется три - четыре круга с 8 секторами.
Игpa предназначена как для работы с подгруппой детей, так и для самостоятельной детской деятельности
Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждѐнной обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
   
Игры на развитие связной речи:
Картинки с изображением предметов на заданный звук в начале, середине и конце слова
«Один много», «Назови ласково»
«У кого кто?», «Посчитай-ка»
«Расскажи-ка»
«Найди заданный звук в начале слова, в середине или в конце» Любые предметы.
«Чей дом?»
Игры на определение формы предмета
«Подбери слог к слову»
«Подбери картинку к схеме»
«Соедини слоги»
«Уточнение твердых и мягких звуков»
Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя и обучение грамоте:
«Чей нос, чей хвост?»
«Назови сколько»,
«Что приводится в действие одинаково?»
«Подбери два предмета, которые действуют одинаково?» (активизация глаголов)
«Что одинаково на вкус? По цвету?» (активизация имен прилагательных)
«Кто как передвигается? Подбери пары.»
«Поймай звук» (Выдели первые звуки в словах. Подбери пары слов с одинаковым первым (последним) звуком)
Символы, обозначающие большой и маленький размер (цвет, объем, вкус)
Цифры от 1 до 10;
Схемы для поиска заданного звука; картинки с изображением предметов со звуком «Р» в начале, середине, в конце слова (со звуком «Л», «Ч», «Ш», «Щ» и т. д.; любые предметы), и др.
В результате работы с кругами Луллия у дошкольников:
- систематизируются знания об окружающем мире;
- о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);
- формируются элементарные математические представления;
- развивается творческое воображение и мышление;
- обогащается словарный запас;
- формируется умение свободно высказывать свои мысли;
- появляется переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;
- формируется способность решать проблемные ситуации;
Проанализировав результаты проведенной работы, я пришла к выводу, что использование при составлении описательных рассказов Кругов Луллия заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.
Умело подобранные задания научат Вашего ребенка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображения. А самое главное – дадут возможность почувствовать себя творцом, умеющим объяснять многие вещи, сочинять фантастические истории, решать, пусть пока сказочные, но проблемы. Ведь реальность и фантазия – два закадычных друга.
Библиографический список
1.        Альтшуллер Г.С. Методика изобретательского творчества. – Миск, 1970. – 24 с.
2.        Альтшуллер Г.С. Найди идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач/Генрих Альтшуллер. – М., 2007. – 400 с.
3.        Викентьев И. Л., Каиков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. – М., 1992.-104 с.
4.        Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М.: В ита-Пресс, 1999. – 112с.
5.        Главный редактор Н. Б. Крылова Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. – М., 2003.
6.        Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. (Технология ТРИЗ), Издательство: АРКТИ, 2019 г. - 40 стр.
7.        ТРИЗ-педагогика: диалог теории и практики: Межвузовский сборник научн. трудов/Под ред. А.А. Нестеренко, В.А. Ширяевой. – Саратов, 2007. – 104 с.
8.        Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика: от теории к практике: учеб. Метод. Пособие/В.А. Ширяева. – Саратов, 2006. – 72 с.
9.        Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или развитие талантливого мышления ребёнка – 2 части – М., 2006. – 208 с.